7,6K подписчиков

ШПИОН, КОТОРЫЙ ЛЮБИЛ

411 прочитали

В его размеренную и ужасно интересную жизнь, наполненную встречами с сильными мира сего, вмешался случай, который на понятном для всех языке называется «предательство». И большая её часть была перечёркнута и полетела в тартарары. Но Аид ждал его на земле инков и позже. Даже когда для всех стало ясно, что известный, популярный, модный нью-йоркский фотограф Хуан Лазаро – не кто иной, как советский разведчик-нелегал Михаил Анатольевич Васенков, он будучи выданным в Россию, утверждал обратное.

Хуан Хосе Лазаро Фуэнтес (фото и вся информация взяты из открытых источников)
Хуан Хосе Лазаро Фуэнтес (фото и вся информация взяты из открытых источников)

Другая стезя
О его другом качестве заговорил весь мир в 2010-м, когда разразился крупнейший в современном мире дипломатический скандал сразу после поездки тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева в США.

В его звёздной жизни одна звезда выбивалась из окружавшей его плеяды звёзд кино, эстрады и политики Латинской Америки и Соединённых Штатов – Золотая Звезда Героя Советского Союза, которую Васенков, по некоторым косвенным данным, получил «по совокупности» за два профессиональных подвига. Он не бегал с пистолетом, подобно Джеймсу Бонду. Настоящему разведчику, тем более, разведчику-нелегалу это не только не свойственно, это – провал, крайний шаг отчаяния. Фотограф Хуан Лазаро в силу профессии прикрытия и будучи особо приближённым фотографом к первому лицу самого могущественного государства в мире, получил расписание зарубежных поездок президентов США на несколько лет вперед и смог передать его куда следует. Второй подвиг способен затмить все самые талантливые сценарии и их воплощение на экране всех фильмов Бондониады вместе взятых, а не только «Moonraker» («Лунный гонщик» с Роджером Муром о противостоянии в космосе между США и СССР, т.е. о двуполярных «звёздных войнах» — прим. авт.). Васенков-Лазаро предоставил руководству советской разведки доказательства, что американская программа «звёздных войн» не более, чем блеф. Благодаря добытым им данным Советский Союз не стал пускать не на ветер – в безвоздушное пространство сотни миллионов настоящих советских рублей, которые тогда ценились выше американского доллара.

И при этом не выдал источника своей информации! Но ему поверили. Как смог убедить? Да кто ж теперь скажет... А сообщить такое мог только друг. Не страны, а личный. Лазаро дорожил дружбой и никогда не сообщал, откуда получена информация. Центр злился, негодовал, но таковы были особенности его работы. И Центру приходилось мириться. И верить на слово. Его слово. И этот стиль работы многим спас не только безупречную репутацию, но и жизнь. Он был на такой вершине, что многое узнавал сам от первоисточников. Какая к чёрту вербовка!

Глубокое погружение
Герой этого повествования, этого детектива, этой драмы, этого шпионского романа, длиною в жизнь, родился в тогда подмосковном городе Кунцево в октябре сурового 1942-го. Родители числились по рабочей сетке. Поскольку в городе распологались оборонные предприятия, отец будущего героя, скорее всего, имел бронь и не воевал, а ковал оборону страны по месту работы. И не потому что не хотел – не отпустили.

У нас на учебной практике было два мастера. Один – участник Великой Отечественной, холёный, упитанный, на всех праздниках в планках на пиджаке и в почёте. А другой – худой, неразговорчивый, который рвался на фронт, «потому что там кормили», но его не отпустили, поскольку работал на заводе, выпускающем снаряды. Трудился, пока с ног не валился, голодал, несмотря на рабочую карточку. И никаких льгот до самой смерти.

Михаил решил отвоевать за двоих и после школы стал «кремлёвским курсантом», поступив в Московское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета РСФСР, которое окончил с отличием в 1965 году.

В 1966 году принят на службу в органы государственной безопасности. В 1968 году окончил двухгодичные курсы подготовки оперативных работников со знанием иностранных языков Высшей школы Комитета государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР имени Ф.Э. Дзержинского и зачислен в особый резерв Первого главного управления (ПГУ) КГБ. Служил в Управлении «С» – внешняя разведка.

В 1975-м началось «глубокое погружение» запутанными тропами. Отправлял в «длительную служебную командировку» лично тогда начальник Первого главного управления КГБ СССР Владимир Александрович Крючков. На прощание он так и сказал Васенкову: «Знай, возможно, ты никогда домой не вернешься». И он это знал и вёл себя соответственно напутствию. Он не должен был вернуться никогда.

Куба... Мексика... В январе 1976 года, после смерти Франсиско Франко, нелегал прибыл в Испанию. А 13 марта 1976 года, предъявив паспорт гражданина Уругвая на имя Хуана Хосе Лазаро Фуэнтеса (Juan José Lázaro Fuentes) и направление одной испанской табачной компании, подтверждающее цель командировки – изучение перуанского рынка, прошёл пограничный контроль в столице Перу Лиме. Спустя два года, в 1978-м, это рекомендательное письмо и приложенные к нему копии уругвайского паспорта и уругвайского же свидетельства о рождении, поданные в Министерство внутренних дел Перу, стали основанием при подаче заявления на перуанское гражданство. В 1979 году его ходатайство было удовлетворено и Хуан Лазаро стал гражданином Перу. В Латинской Америке он увлекся боевыми искусствами и... отчаянной журналисткой. Оба увлечения были вознаграждены по достоинству. В каратэ – чёрный пояс. В любви – женитьба в 1983-м на обладательнице титула лучшего тележурналиста Перу Верхинии Пелаэс Окампа, более известной как Вики Пелаэс. Несмотря на 14-летнюю разницу в возрасте, получилась прекрасная профессиональная пара «пишущей» и «снимающего». Они органично дополняли друг друга – взрывная и агрессивная Вики и мягкий, обаятельный Хуан. Но в тандеме в журналистике они не работали.

Пелаэс родилась в Куско в 1956-м, окончила в столице Перу Лиме университет Сан-Маркос, вела новостную телепрограмму «Frecuencia Latina» на Втором перуанском телеканале и делала репортажи для газеты «La Prensa de Limа». Она отличалась крайне агрессивным журналистским стилем. Настолько, что в декабре 1984-го была вместе со съёмочной группой похищена леворадикалами из «Революционного движения имени Тупака Амару» и 17 часов удерживались в заложниках, пока руководство телекомпании не удовлетворило требования похитителей обнародовать их обращение.

Лазаро усыновил её ребёнка от первого брака Вальдо Марискаля (Waldomar Mariscal), и в 1985-м семейство переехало в Соединённые Штаты. Они поселились в «городе на семи холмах», приобретя в пригороде Нью-Йорка двухсоттысячнике Йонкерсе, расположенном чуть севернее Бронкса и Манхэттена, дом. Там у супругов родился ещё один сын – Хуан-младший.

В 1988 году Пелаэс стала колумнистом испаноязычной нью-йоркской газеты «El Diario La Prensa». Её агрессивный стиль проявился и тут. Она критиковала внешнюю политику США в Латинской Америке, иммиграционное законодательство и ситуацию в американских тюрьмах, клеймя позором эксплуатацию рабского труда заключённых. Она откровенно симпатизировала и тепло отзывалась о кубинском команданте Фиделе Кастро и президенте Венесуэлы Уго Чавесе, а также леворадикальных группировках Латинской Америки.

А дальше...
Продолжение следует.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!