Братья Бунины - Юлий и Иван. Кому обязан нобелевский лауреат больше всего?

293 прочитали

Старший брат великого писателя, нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина – Юлий Алексеевич родился в 1857 году, то есть был на 13 лет старше Ивана. В семье был еще один брат – Евгений, на год младше Юлия, была сестра Мария. Мы расскажем сегодня о Юлии и Иване. Фигура Юлия стоит в тени младшего брата, но он очень колоритен для эпохи. А кроме того, без Юлия не было бы Ивана – таким, каким мы его знаем.

Ю.А. Бунин
Ю.А. Бунин

Дети мелкопоместного дворянина Алексея Бунина, братья не могли рассчитывать на состояние. Юлий окончил Воронежскую гимназию, а позже – математический факультет Харьковского университета (1882 г.). Начинал учиться он в Московском университете, но за участие в народовольческом движении был выслан в Харьков. В 1884 г. арестован. В тюрьме пробыл около года, затем выслан на три года под надзор полиции в слободу Озерки (Елецкий уезд, Орловская губерния), где находился под негласным надзором.

С конца 1890-х жил в Москве. Где он только не состоит и чем только не заведует в это время! Открывает журнал «Начало», где печатает работы Ленина и Плеханова. Состоит членом правления Толстовского общества.

Его знали и как секретаря редакции, а затем редактора журнала «Вестник воспитания». Юлий Алексеевич — один из основателей и бессменный председатель литературного кружка «Среда» (об этом кружке писала здесь), а позже – председатель правления Книгоиздательства писателей в Москве. А ещё он печатается в знаковых журналах эпохи: «Русская мысль», «Вестник Европы», «Русские ведомости».

Вот как вспоминает Н.Телешов, основатель «Среды», о братьях Буниных:

«(Иван) Бунин представлял собой одну из интересных фигур на "Среде". Высокий, стройный, с тонким, умным лицом, всегда хорошо и строго одетый, любивший культурное общество и хорошую литературу, много читавший и думавший, очень наблюдательный и способный ко всему, за что брался, легко схватывавший суть всякого дела, настойчивый в работе и острый на язык, он врожденное свое дарование отгранил до высокой степени. Литературные круги и группы, с их разнообразными взглядами, вкусами и искательством, все одинаково признавали за Буниным крупный талант, который с годами все рос и креп, и, когда он был избран в почетные академики, никто не удивился; даже недруги и завистники ворчливо называли его "слишком юным академиком", но и только. Наши собрания Бунин не пропускал никогда и вносил своим чтением, а также юмором и товарищескими остротами много оживления.
Старший брат Бунина - Юлий Алексеевич, тоже коренной член «Среды» и неуклонный ее посетитель, был значительно старше Ивана Алексеевича и относился к нему почти как отец. Влияние его на брата было огромное, начиная с детства. Ему, как человеку широко образованному, любившему, ценившему и понимавшему мировую литературу, Иван Алексеевич очень многим обязан в своем развитии. Любовь и дружба между братьями были неразрывные».

Вот этот момент – влияние на младшего брата и участие в его развитии – нам надо пояснить. Дело в том, что Иван не блистал успехами в обучении. Гимназия в Ельце, где учился Иван, не могла гордиться таким учеником, который в 1-м классе имел годовой балл по латыни и математике — «три», по остальным предметам «четыре» и «пять». В последующие годы – прилежание — «два», внимание — «три», манкировок (по-нашему – прогулов) — четырнадцать. В третьем классе Иван учился аж два года. Особенно страшила его математика. Домашний учитель, нанятый отцом, был человеком творческим, многому научившим своего воспитанника, но с математикой и у него было неважно.

Кроме того, гимназические учителя в большинстве своем были люди серые и незначительные, а то и просто чудаки, вызывавшие насмешки своих воспитанников. А сам Бунин больше любил играть и гулять за городом с другом-ровесником.

Вот его запись в дневнике:

«На Рождество приехал домой через Васильевское, Эмилия Васильевна Фехнер, гувернантка у Туббе. Тотчас влюбился. В гимназию больше не вернулся».

Так заканчивается гимназическое обучение младшего брата. Но тут на сцену выходит старший брат Юлий. Он в это время живёт в Озерках под надзором полиции, это недалеко от имения родителей. В Озерках Иван под руководством Юлия и готовился на аттестат зрелости. И получил наравне со всеми. Но дело даже не в этом.

Кто поэт и писатель, а кто выпускник университета и народоволец, - видно сразу? Делитесь в комментариях
Кто поэт и писатель, а кто выпускник университета и народоволец, - видно сразу? Делитесь в комментариях

Вера Николаевна Муромцева-Бунина, вторая жена Ивана Бунина, вспоминает:

«Юлий Алексеевич рассказывал мне: «Когда я приехал из тюрьмы, я застал Ваню еще совсем неразвитым мальчиком, но я сразу увидел его одаренность, похожую на одаренность отца. Не прошло и года, как он так умственно вырос, что я уже мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы. Знаний у него еще было мало, и мы продолжали пополнять их, занимаясь гуманитарными науками, но уже суждения его были оригинальны, подчас интересны и всегда самостоятельны. Мы выписали журнал «Неделя» и «Книжки Недели», редактором которых был Гайдебуров, и Ваня самостоятельно оценивал ту или другую статью, то или иное произведение литературы. Я старался не подавлять его авторитетом, заставляя его развивать мысль для доказательства правоты своих суждений и вкуса».

Действительно, Юлий оказался ещё и талантливым педагогом. Дружеские и очень тёплые отношения сохранились между братьями на всю жизнь.

Юлий Алексеевич выписывает к себе Ивана в Харьков, устраивает на работу, поощряет его занятия литературой, разруливает его семейные неурядицы (отношения с В.В. Пащенко).

Иван Алексеевич делится со старшим братом всем. Вот, например, письмо о работе из Орла (1890 г.):

«Милый и дорогой Юринька! Я до сих пор еще в Орле. Занимаюсь в редакции (я,— знаешь ведь,— по-мальчишески люблю эту обстановку), хожу в летний сад и даже... как ты думаешь, на что решился?— Драму пишу!.. Попытка не пытка... Ты сам часто это говоришь. Может, выйдет и жалкая штука,— да если мне хочется писать?.. Кончу, должно быть, в середине августа и пришлю тебе, если ты уж будешь настолько груб, что сам не вырвешься в Озерки. Ты писал в прошлом письме, что желал бы видеть все мои фельетоны в «Орловском вестнике». Думаю, что все тебе будет неинтересно. <… >

Или вот это письмо:

"... Я тебя, кроме твоих советов, которые, Богом клянусь, ценю глубоко, дорогой мой, милый Юринька, хотел просить еще места в Полтаве, рублей на сорок, на тридцать пять, да еще буду кое-что зарабатывать литературой— проживем с нею; а, главное, с тобою, в одном городе! Пишу несвязно, по-мальчишески — понимаю. Лучше не могу. Прощай и не называй меня дураком: мне тяжко, как собаке, — смерть моя! Может быть, приеду к тебе, когда — не знаю».

В зрелости пути братьев расходятся: Иван много путешествует, пишет стихи и прозу. Он то в Крыму, то в путешествии по Средиземноморью, то в бурях личных отношений. Старший – занимается революционной и книгоиздательской работой. Наступает 1917 год. Иван Алексеевич расслышал в революции какафонию и запечатлел свои впечатления в книге «Окаянные дни».

5 июня 1918 года Иван Алексеевич и Вера Николаевна покинули Москву; на Савёловском вокзале их провожал Юлий Алексеевич Бунин. Это будет последняя их встреча.

Бунин ещё 3 года работает в Крыму, пишет. Затем принимает решение эмигрировать. 24 января 1920 года Бунин и Муромцева поднялись на борт небольшого французского парохода «Спарта», а в конце марта 1920 года писатель и его жена прибыли в Париж.

Нобелевская премия за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы», Ивану Алексеевичу была вручена в 1933 году в концертном зале Стокгольма, и это стало торжеством для всей русской культуры в эмиграции. Старший брат не мог этого знать и присутствовать там: в 1921 году он скончался и был похоронен на кладбище Донского монастыря.

Старший брат великого писателя, нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина – Юлий Алексеевич родился в 1857 году, то есть был на 13 лет старше Ивана.-3