Найти тему
ТАСС

Последний с "несчастливыми" буквами PQ: как конвой союзников прорывался к Архангельску

Оглавление
   Затопление судна Mary Luckenbach с грузом боеприпасов, 14 сентября 1942 года  Imperial War Museums/Public Domain/Wikimedia Commons
Затопление судна Mary Luckenbach с грузом боеприпасов, 14 сентября 1942 года Imperial War Museums/Public Domain/Wikimedia Commons

Алексей Исаев — о знаковом конвое PQ-18, который оказался куда более удачливым, чем его предшественник

-2

История разгрома конвоя PQ-17 хорошо известна многим, но мало кто знает, что несколько недель спустя через суровые арктические воды вновь двинулись транспорты со стратегическими грузами и военной техникой в сопровождении боевых кораблей. 80 лет назад 19 сентября в Архангельск прибыл конвой PQ-18 с 150 тыс. т грузов для Красной армии из США, Канады и Великобритании.

Подготовка

Изначально конвой должен был покинуть Британские острова ещё в июле 1942 года — сразу после печально знаменитого большими потерями PQ-17. Однако выход несколько раз откладывался, в первую очередь из-за отвлечения эскортных сил в августе на сопровождавшуюся большими потерями проводку конвоев с топливом и другими запасами на Мальту для продолжения обороны острова. В конце концов PQ-18 отправился из Шотландии вечером 2 сентября 1942 года. Он был примечателен во многих отношениях, но прежде всего тем, что это был первый арктический конвой в СССР, которому обеспечили воздушное прикрытие. Небольшой эскортный авианосец Avenger был переделан американцами из торгового судна и передан англичанам в рамках программы помощи по ленд-лизу. Корабль располагал десятью истребителями и тремя торпедоносцами. PQ-18 стал его первым боевым походом.

Выход конвоя не прошел незамеченным для противника. Во многом это было связано с низкой радиодисциплиной: между судами и кораблями конвоя шел оживленный радиообмен, который и был запеленгован немецкой разведкой.

Британское адмиралтейство считало самой большой опасностью для проводки транспортов атаки крупных немецких боевых кораблей. Хотя дальнее прикрытие конвоя обеспечивали линейные корабли Anson и Duke of York, отражать нападение германских надводных сил решено было торпедоносцами: незадолго до выхода конвоя в СССР на участок его следования были переброшены самолеты Hampden с английскими экипажами. Это тоже было в новинку.

Германское командование, в свою очередь, сделало неверные выводы из атаки на PQ-17, и от использования линкора Tirpitz и других боевых кораблей из Норвегии решено было отказаться. Предполагалось, что разгром PQ-18 осуществят самолеты люфтваффе.

Столкновение

13 сентября PQ-18 был сначала атакован бомбардировщиками, а затем на колонны транспортов вышли 43 самолета-торпедоносца. Приказ развернуться на торпеды капитаны торговых судов выполнили нестройно, и "угри" (немецкое прозвище торпед) достигли своих целей: были потоплены транспорты Empire Stevenson, Wacosta, Oregonian, Macbeth, а также советский "Сухона", Africander, Empire Beaumont и John Penn. Следующего дня моряки ждали с содроганием.

14 сентября вместо атак транспортов немецкие летчики набросились на Avenger — приказ фашистского командования гласил: "Потопить авианосец". Успеха они не достигли. Тем не менее потерей стало судно Mary Luckenbach с грузом боеприпасов — его взрыв был впечатляющим зрелищем и единственным существенным успехом люфтваффе в тот день.

-3

Позже осень внесла свои коррективы — нелетная погода лишила немцев шанса на разгром PQ-18 с воздуха. Наступил черед германских подводных лодок, которые в итоге потопили три судна, но охранению конвоя удалось в ответ уничтожить три фашистские субмарины.

Уже в советских водах 5-й воздушный флот люфтваффе попытался взять реванш: у мыса Канин Нос 18 сентября 71 бомбардировщик и торпедоносцы произвели налет на конвой. Однако на помощь англичанам пришли эскадренные миноносцы советского флота в лице новейших на тот момент "Сокрушительного" и "Гремящего", а также "Куйбышева" и "Урицкого" еще царской постройки. "При отражении этих атак очень большую роль сыграли русские эсминцы", — подтверждал позднее в своей книге "Русские конвои" английский вице-адмирал Брайан Скофилд. К тому же стоит отметить, что тогда большая часть английских боевых кораблей переключилась на конвоирование судов QP-14, идущих из СССР в Великобританию, и зенитки советских кораблей оказались как нельзя кстати. Немцам удалось потопить только один транспорт, Kentucky, потеряв при этом пять самолетов. 19 сентября конвой PQ-18 прибыл к месту назначения — на Северодвинский рейд.

Итоги

Результаты проводки конвоя PQ-18 в 1942 году выглядели весьма неоднозначными. Обе стороны по горячим следам событий доложили об успехе. Геббельсовская пропаганда не утихала — сообщала о разгроме и этого конвоя. Англичане же считали, что им чудом удалось проскочить через заслон из 30 подводных лодок (в реальности их было 12, что тоже немало). На мой взгляд, поэтому целесообразно сравнить итоги проводки PQ-18 с его предшественником PQ-17. Так, конвой PQ-17 состоял из 34 судов, из которых были потеряны 23 (т.е. 68%); PQ-18 — из 40 судов, погибли 13 (т.е. 32,5 %), что вдвое меньше в процентном отношении.

Думаю, наиболее взвешенную оценку происходившему дал один из командиров сил эскорта контр-адмирал Роберт Барнетт. Он справедливо указал на пять факторов, благоприятствовавших проводке PQ-18.

• Конвою благоприятствовала погода, это, например, позволяло заправлять эсминцы эскорта прямо в море, а не отзывать их по израсходовании топлива.

• Танкеры-заправщики не пострадали от сильных ударов авиации и опять же обеспечивали планомерную заправку эскортных сил. Отмечу, в случае выбивания обоих танкеров пришлось бы отозвать весь конвой, что непременно стало бы поражением, сравнимым с разгромом PQ-17 по политическим результатам.

• Немцам не удалось сорвать заправку крейсера "Сцилла" и пяти эсминцев в заливе Белл. В противном случае эскорт бы отсутствовал во время первой, самой сильной, атаки немецких торпедоносцев, и потери бы оказались гораздо выше.

• Если бы люфтваффе сумело держать темп атак и нанесло второй удар торпедоносцами с теми же силами, что и первый, эскорт остался бы без зенитного боезапаса.

• Атаки германского флота и авиации были недостаточно скоординированными, что позволяло боевым кораблям концентрироваться на задачах противовоздушной или противолодочной обороны и действовать максимально эффективно.

Английское командование высоко оценило результат проводки PQ-18 на фоне общей непростой обстановки для союзников осенью 1942 года. В декабре контр-адмирал Роберт Барнетт стал кавалером ордена Бани "за отвагу и решительность, проявленные при проводке конвоя в Северную Россию, несмотря на продолжительные и неустанные атаки вражеских самолетов и подводных лодок".

PQ-18 же стал последним конвоем с "несчастливыми" буквами PQ — в обозначении арктических конвоев в СССР перешли на JW. После PQ-18 была длительная пауза в проводке конвоев, что также сделало его знаковым — первый конвой новой нумерации последовал только в конце декабря 1942 года.

Тогда, несмотря на тяжелые бои на всем фронте от Ладоги до Кавказа, которые вела Красная армия, и необходимость в поставках грузов по ленд-лизу, боевые корабли США и Великобритании в большей мере готовились к операции Torch ("Факел") — высадке в Северной Африке. Советское руководство отнеслось к этому с пониманием. Однако катастрофа последнего крупного конвоя PQ-18 перед зимней кампанией рисковала привести к существенному охлаждению между союзниками. К счастью, она не состоялась, в том числе благодаря действиям самого советского флота.