6,6K подписчиков

Классификация наук и исследований по А.И. Уёмову

Данная статья относится к Категории 📚 Классификации наук

1. Авени́р Ива́нович Уёмов — советский и украинский философ, специалист по логике, методологии науки и теории систем, создатель теории выводов по аналогии & Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
1. Авени́р Ива́нович Уёмов — советский и украинский философ, специалист по логике, методологии науки и теории систем, создатель теории выводов по аналогии & Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

«Все науки можно разделить на три типа. К первому типу относятся науки об определенных вещах, независимо от свойств, которыми они обладают, и от отношений, в которых они находятся. Так, например, в прошлом веке можно было считать, что физика изучает молекулы, открывая их свойства, неважно какие: точно так же химия изучает атомы, астрономия - небесные тела, биология - живые организмы и т.д. Астрономия и биология, несмотря на свои успехи, сохранили свой предмет в XX веке, но этого нельзя сказать о физике и химии. Разница между этими науками определяется не границами между определенными классами объектов, а различиями в свойствах комплексов, которые интересуют обе науки.

Один набор сложных свойств изучает химия, другой - физика, независимо от того, где эти свойства были обнаружены, в молекулах или атомах. Таким образом, обе эти науки являются науками об определенных свойствах, независимо от того, какие вещи ими обладают. Легко заметить интересный факт. Определение второго типа наук вытекает из первой части определения первого типа путем двойного преобразования. Оно заключается в замене понятия вещей понятием свойств и замене понятия свойств понятием вещей.

Третий тип наук - это науки об определенных отношениях, независимо от того, каковы вещи, которые вовлечены в эти отношения. Здесь мы имеем результат двойного преобразования второй части первого определения, когда «вещи» заменяются на «отношения», а «отношения» на «вещи». Классическим примером науки такого типа является математика. «Предметом чистой математики являются пространственные формы и количественные отношения реального мира» (Энгельс). Предметом изучения математики являются два типа отношений. Первый пространственные отношения, второй - количественные отношения. Современная математика начинает изучать более абстрактные типы отношений, но она не перестает быть наукой об отношениях.

2. Изображение Gordon Johnson с сайта Pixabay
2. Изображение Gordon Johnson с сайта Pixabay

Кибернетика также относится к наукам этого типа, поскольку изучает отношения управления и другие отношения, связанные с управлением, независимо от их материального субстрата. Открытие нового материального субстрата может представлять практический интерес, но такое открытие не может изменить предмет кибернетики.

Развитие наук показывает явную тенденцию трансформации наук первого типа в науки второго и третьего типов. Таким образом, идея развития не исключается из классификации наук, приобретая иной смысл. Так, гипотезы о развитии природы с позиций натурфилософии заменяются наукой о фактах науки. [...]

Значение любой классификации возрастает в зависимости от того, в какой степени она может быть использована для прогнозирования дальнейшего развития. Тенденции перехода от наук о вещах к наукам о свойствах и отношениях были упомянуты выше. Другая тенденция - дифференциация. Став целостной, наука можно разделить на ряд отдельных наук. В связи с этим возникает интересный вопрос: Сохранится ли тип прежней науки в ходе и в результате ее распада? Не рассматривая этот вопрос в целом, приведем характерный пример. Развивающиеся науки, изучающие классы вещей, распадаются по той или иной схеме в зависимости от степени цельности частей исследуемого объекта или его свойств и отношений, представляющих особый интерес.

Так, география естественным образом распадается на географию суши и географию океана. Далее возникает целый класс наук. Чем богаче и разнообразнее этот класс, тем шире возможности применения к нему общей классификации. Таким образом, науки об океане можно разделить на три класса [Степанов В. Н.. Уемов А. И. К разработке классификации наук об океане // Известия всесоюзного географического общества. - 1987. - №4. - С. 337-342].

Первые, относящиеся к географии Мирового океана, изучают Мировой океан как единое целое во всем многообразии его свойств и связей. Другие, входящие в океанологию, изучают определенные комплексы свойств морской среды, процессы и явления, происходящие в Мировом океане. Это физика моря, химия моря, геология моря, геофизика моря и т.д. Наконец, третья группа, которую можно назвать «управленческой океанологией», включает комплекс наук, связанных с изучением экономических, экономико-экологических, политических и других отношений в сфере управления использованием Мирового океана. Сюда можно отнести появившиеся в последние 15-20 лет такие направления, как морская экономика, морская эконология [Мелешкин М. Т. Эконологические проблемы мирового океана. - М.: Экономика. 1981], морская социология, морское право и др. Мы видим, что классы наук о Мировом океане соответствуют классам наук вообще. (см. также Развитие наук от описания объекта к его управлению и созданию по Г.И. Гуревичу) [...]

3. Изображение Patricio González с сайта Pixabay
3. Изображение Patricio González с сайта Pixabay

Чтобы сделать нашу схему более гибкой, необходимо предположить в ней различные виды разработок. Они рассматриваются в нашей работе [Уемов А. И. Валенчик Р. Формальная типология научного знания и проблема его единства // Философия и естествознание. К семидесятилетию академика Кедрова. — М.: Наука, 1974. — с. 133-151]. Там для экспликации различных процедур научных исследований используются категории «вещь», «свойства», «отношения». Каждая из этих процедур определяется порядком перехода от одной из категорий нашей триады к другим.

Самый простой вариант исследования, характерный для эмпирического уровня познания, - это движение мысли от фиксации некоторых вещей к определению свойств и отношений этих вещей.

Следующий, более высокий уровень исследования предполагает установление связей не косвенно между объектами, а между их свойствами. Исследование такого типа приводит анализ, например, к закону Бойля-Мариотта, в котором выявляются связи между свойствами идеального газа.

Третий тип процедур предполагает переход от вещей к отношениям между ними и характеризацию этих отношений.

Общей чертой всех этих типов процедур является исходная точка - от вещей к свойствам и отношениям. Следующие три типа объединяются тем, что мысль идет наоборот от свойств к вещам и отношениям.

Четвертый тип процедур предполагает поиск субстрата для заданного набора свойств и определение связи между этими свойствами. Таков поиск субстратов тепловых, электрических, магнитных свойств в физике.

Пятый тип предполагает, что отношения должны устанавливаться не опосредованно между свойствами, а между теми объектами, на которых эти свойства реализуются.

4. Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
4. Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

Шестой тип исследований предполагает в качестве исходного пункта фиксацию какого-либо свойства. Далее ищется отношение, удовлетворяющее этому свойству, а затем - вещи, на которых реализуется полученное отношение. Эта процедура выражает типичный паттерн построения системы.

Три последних типа процедур начинаются с фиксированного отношения. То же самое относится и к седьмому. Здесь данные отношения интерпретируются, с одной стороны, на вещи, а с другой, на их свойства. Обычно в таких случаях вещи отождествляются со своими свойствами. Мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда применяем уравнения для описания некоторых процессов.

В восьмом типе процедур отношение интерпретируется для некоторых объектов, а затем исследуются свойства этих объектов. Эта процедура характерна для процесса математизации научного знания, когда некоторые отношения интерпретируются на математических объектах (моделях), а затем изучаются свойства этих объектов.

Девятый, последний тип процедур, предполагает, что фиксируется исходное отношение, затем ищутся свойства, удовлетворяющие этому отношению, и далее, вещи, являющиеся субстратами этих свойств. Такая процедура определяет другой паттерн построения системы, дуальный по отношению к шестой процедуре. Типичным примером такого рода исследования является процесс создания периодической системы элементов Д.И. Менделеевым, который подробно исследовал Б.М. Кедров [Кедров Б.М. Микроанатомия великого открытия. – М., 1970].

5. Изображение PAVM с сайта Pixabay
5. Изображение PAVM с сайта Pixabay

Как данная типология процедур научных исследований соотносится с классификацией наук? Совершенно очевидно, что тождества нет. Во-первых, в рамках одной и той же науки могут использоваться разные процедуры. Однако науки можно классифицировать по тем процедурам, которые являются наиболее важными для данной науки. Выше мы привели примеры наук, для которых рассматриваемые процедуры исследования являются типичными.

Другая трудность более существенна. Одна и та же процедура используется в разных науках. Различие наук в этом случае можно выразить с помощью категорий «определенное» и «неопределенное». С помощью этих категорий характеризуются те вещи, свойства и отношения, которые определяют последовательность шагов в процедурах исследования. Каждая процедура имеет 8 формально возможных комбинаций, и их число, таким образом, равно 9 x 8 = 72. Однако не все из них отражают реальную познавательную ситуацию. Например, если при использовании первой процедуры в качестве исходных объектов, являющихся предметом исследования, рассматривать неопределенные отношения и свойства, то в результате мы не должны получить никакого знания.»

Uyemov A.I. System approach to the problem of the classification of sciences and scientific researches // Issues and Images in the Philosophy of Science. Scientific and Philosophical Essays in Honour of Azarya Polikarov — Kluwer Academic Publishers, 1997. — p. 379-383. DOI: doi.org/10.1007/978-94-011-5788-9_22

Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 27-ми видео:

НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 02 октября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдёт онлайн-лекция № 291:

Развивающие Личность новые темы по И.Л. Викентьеву, Часть I

Также, идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 16 октября 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Авени́р Ива́нович Уёмов — советский и украинский философ, специалист по логике, методологии науки и теории систем, создатель теории выводов по аналогии / Философская школа А.И. Уёмова & Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
  2. Изображение Gordon Johnson с сайта Pixabay
  3. Изображение Patricio González с сайта Pixabay
  4. Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
  5. Изображение PAVM с сайта Pixabay

#vikent_ru #наука #науковедение #десятилетиенауки #надсистема #cистемныйанализ #классификация #исследования #научныйподход