Приветствую всех на моем канале! Продолжая путешествовать по Петербургу, в прошлой статье я остановился на том, что мы вышли из Петропавловской крепости. Дальше все зависело от того, во сколько мы согласуем экскурсию на прогулку по каналам на катере, которую мы забронировали на сайте «Горбилет» с очень хорошей скидкой. Кстати, рекомендую этот сайт, если бы мы покупали билеты у причала, обошлось бы дороже больше чем в два раза. Итак, время экскурсии согласовали на 17-00, и у нас оставалось два с половиной часа. Немного поразмыслив, мы пошли дальше, до Авроры.
Обратно вышли также, как и зашли – через Иоанновский мост, перешли дорогу и по краю Троицкой площади вышли на Петровскую набережную, а по пути нам встретился маленький, но оригинальный (в виде колокола) Храм-Часовня имени Святой Троицы.
На Петровской набережной, недалеко от Троицкого моста, мы увидели корабль, но пока это не Аврора, а копия, как утверждают, корабля «Благодать», когда-то построенного по велению Петра Первого. На сколько он похож на оригинал (может это просто маркетинговый ход его владельцев, ведь внутри находятся рестораны), судить не могу, но, тем не менее – симпатичный, хоть и заметно, что не старинный.
Пройдя по Петровской набережной вдоль Невы до Большой Невки, и повернув на нее, нашему взору открылся тот самый легендарный крейсер Аврора. Каждый школьник в Советском Союзе знал наизусть или, хотя бы, первые строчки знаменитой песни со словами: «Что тебе снится, крейсер Аврора...».
Торжественный спуск на воду в присутствии императора состоялся в мае 1900 года, но его потом еще три года достраивали и устраняли неполадки. Я не буду Вам рассказывать историю о том, какую роль сыграл крейсер во время Октябрьской революции 1917 года, думаю, многие это все и так знают (хотя в 90-е было много всяких инсинуаций по этому поводу), а хочу немного рассказать о его более ранних и поздних подвигах.
А подвиги действительно были! Крейсер Аврора в составе 2-й Тихоокеанской эскадры участвовал в трагическом для русского флота Цусимском сражении в мае 1905 года с превосходящими силами японского флота. В этом бою крейсер получил 18 попаданий вражеских снарядов, только флаг корабля шесть раз был сбит осколками снарядов, и его неизменно возвращали на место. Командир корабля капитан 1-го ранга Евгений Романович Егорьев погиб в результате смертельного ранения в голову, а его заменил весь израненный старший офицер корабля капитан 2-го ранга Аркадий Константинович Небольсин. Потери составили 15 человек убитыми, а также получили ранения 8 офицеров и 74 нижних чина. Но крейсер, еще с несколькими уцелевшими в бою кораблями, вышел из боя непобежденным!
В крупных боевых столкновениях Первой мировой крейсер, кроме поддержки сухопутных войск в Рижском заливе артиллерийским огнем и нескольких проведенных рейдов, не участвовал, во всяком случае, избежал серьезных повреждений от вражеских снарядов, мин и торпед.
В Великую Отечественную крейсер в основном использовался для целей противовоздушной обороны, благодаря установленным на нем зенитным орудиям. Основная же часть орудий большого калибра была снята с корабля, из нее сформировали артиллерийскую батарею в Дудергофе (Красное Село). Большая часть моряков, оборонявших Ленинград на этой батарее, героически погибла вместе с орудиями в сентябре 1941 года. Сам крейсер во время блокады Ленинграда постоянно подвергался авианалетам и артобстрелам врага, в результате чего в конце сентября 1941 года сел на грунт. Последнее 130-милиметровое орудие, снятое с крейсера, было установлено на бронепоезде «Балтиец».
Еще в августе 1944 года было принято решение из крейсера Аврора сделать музей и учебное пособие для курсантов Нахимовского училища. Но еще до того, как стать музеем, кораблю предстояло в 1946 году сыграть роль героического крейсера Варяга в одноименном фильме, для этого на него установили еще одну бутафорскую трубу. А нынешнее место стоянки крейсер Аврора обрел 17 ноября 1948 года.
Конечно, крейсер Аврора больше является символом Ленинграда, нежели Петербурга, но я думаю, что он за свою сорокалетнюю историю боевого служения Родине (как бы она не называлась в разные времена), по праву заслужил это свое почетное место!
На этом я и закончу свой сегодняшний рассказ. Следующим пунктом нашего путешествия будет, скорее всего, прогулка по каналам и Неве, сначала – дневная, а потом – ночная, с разведением мостов. Будет много видео, смотрите, уверен – будет интересно!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить самое интересное!