Сегодня речь пойдёт о пропаганде, не вообще, а о антироссийской пропаганде, которой уже лет пятьсот. Тем не менее, она в который раз опять набрала популярность
и при этом практически не изменилась в своей риторике. То есть, критические измышления о России при Иване III и уж тем более при царе Иване IV Васильевиче можно было услышать и при «западниках» Романовых, и при Советской власти. Современная Россия тоже осталась объектом злобной пропаганды. Мало того, тональность и содержательная часть пропаганды (за исключением имён и ключевых формулировок) сохраняет свою многовековую неизменность.
Антирусская пропаганда как процесс
Если накладывать как кальку определённые цитаты из какой-нибудь агитаторской листовки времён Ивана Грозного на современные публикации западных пропагандистов, то заметить разницу будет почти невозможно. Может показаться, что половину тысячелетия людей пичкают тупой и однообразной пропагандой и обращать на неё внимание ниже нашего достоинства, но не всё так однозначно. Информационные атаки редко когда проваливались. В основном пропаганда всегда достигала своих целей, а Россия, раз за разом терпела имиджевые и моральные поражения на этом фронте.
Самые внимательные и вдумчивые заметят несуразицу и останутся при своём мнении. Но большинство потребителей «пропагандистского варева» примут его за «чистый продукт». Первые растворятся в массе вторых (как это случалось уже не раз), общественное мнение сформировано, цели пропаганды достигнуты. Враги «хорошего Запада» будут считаться однозначно «плохими» в глазах «общественного мнения» (сформированного тренда). Так сложилось ещё при Иване Грозном и хотелось бы не видеть такого современной политике, но не получится, в любом неудобном случае, она сама о себе напоминает.
Нам давали шанс, но мы им не воспользовались
Настрой западного сообщества по отношению «Русской цивилизации» на востоке Европы не всегда был однозначно отрицательным. Древняя Русь во времена «пути из варяг в греки» была терпимым актором европейской политики. Она была насквозь пронизана династическими связями с большинством европейских государств. Проблемы начались после «Великого церковного раскола» 1054 года. Остававшиеся в византийской ортодоксальной традиции русские христиане вызывали в Европе поначалу скорее недоумение, чем раздражение. Предполагалось наставить их «на путь истинный» без особого труда, но что-то пошло не так.
Католический Рим даже добился подвижек в сближении с русской цивилизацией в XIIIвеке, надев корону короля («Rex Russiae») на буйную голову Даниила Галицкого. Потом новоявленный король передумал окатоличиваться и династии русских королей не получилось. Процесс католизации остановился на пару веков, а вместе с тем и условия вступления в «европейское сообщество» на равных изменились в сторону ухудшения.
«Масла в огонь» подлил Александр Невский. Он по своекорыстным причинам не захотел войти в антитатарскую коалицию с братом Андреем и Даниилом Галицким. Как бы там ни было с «Ледовым побоищем» 1242 года, но через десять лет окончательный ответ папским нунциям он выдал такой: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».
С этого момента «ставки» на статусность в европейской государственной иерархии только понижались.
Новые предложения и опять отказы
Новая волна приглашений поднялась в конце XV века, когда занятая внутренними неурядицами «Европа» вдруг обратила взор на восток. Там, даже через польско-литовские и ливонские фильтры европейцы увидели возродившееся гигантское государство с огромным потенциалом во всех сферах. «Нескончаемым потоком» потянулись в Москву послы от клерикальной и светских властей «Старого света». На первых порах дипломаты отзывались о России неподдельным с восторгом, какие русские люди набожные и трудолюбивые и честные. Как они любят и почитают своих правителей, какие они верные супруги.
Одним словом, в «Московии» настолько всё хорошо, что надо бы её принять в «семью европейских государств» на правах «младшего брата». Время равноправных предложений прошло, но и это ещё было для московитов очень приемлемо («второй сорт ещё не брак»). То есть, о свободной и независимой стране речь уже не шла (теперь заберут кое-чего лишнего у россиян и отправят их воевать с турками, ну чем не современная Украина). Однако каким красивым бы не был «фантик», запах начинки скрыть не удалось. Ходили, ходили разные нунции вокруг да около без успеха. И заход через Софью (Зою) Палеолог не получился, Москва снова отказалась от «земного поклона папе Римскому». Вот «папа Кеша» с ещё послушными королями и разобиделись не на шутку.
Обиженная Европа и бесконечная пропагандистская кампания
Иван III дружить на равных соглашался, по вере вёл переговоры, но в итоге остался в Православии. Василий III тоже на уговоры не поддался, а наследник его Иван Грозный и вовсе сам объявил себя царём, не дожидаясь королевской короны от папы Римского. Тут-то по-настоящему и начались «Скандалы, интриги, расследования». Затеянная Иваном IV спецоперация в Ливонии, появление «неполживой оппозиции» в виде бывшего соратника князя Андрея Курбского и последующая «опричнина» и «другое», дали мощные импульсы для разжигания антироссийской пропаганды в Европе.
Европа за дело взялась, как всегда, основательно: создали «Франкенштейна массовой пропаганды» и запустили машину, которая работает до сих пор. Вот лишь некоторые «шедевры» антирусской пропаганды.
Первому по полной программе, «на орехи» досталось царю Ивану Васильевичу («Грозному»). «Летучие листки» создали у средневековых европейцев, тысячами сжигавших на кострах инквизиции несчастных «ведьм и колдунов», устойчивый образ России, метко подмеченный в 1935 году Еленой Рерих: «Для огромного большинства иностранцев Россия была и есть страна варварства, великого произвола и насилия, и глубокого невежества». Такую скверную картинку в один заход не нарисуешь. Полтысячелетия «кропотливой лжи» сделали своё гнусное дело.
Как происходила дальнейшая демонизация России – это темы последующих размышлений.