В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь Иисус Христос после Своего воскресения явился двум ученикам – Луке и Клеопе, - на их пути из Иерусалима в селение Эммаус. Примечательно, что при этом Он явился им так, что они поначалу не узнали Его. Это не значит, что у Него было другое лицо. В Евангелии сказано, что это не Он был измененный, а у них были очи закрыты. Что здесь имеется в виду? У человека есть в мозгу особая область, которая отвечает за распознавание лиц. Когда происходит сбой в этой области, он перестает узнавать лица даже самых близких людей. В данном случае речь не про физиологический сбой, конечно, но про то, что по особому духовному действию святые Лука и Клеопа смотрели на Христа, но не узнавали, временно Он лишил их этой возможности в отношении Него.
И вот Он с ними беседует о том, что произошло. Они уже слышали о воскресении Иисуса, но не могли поверить и понять. Господь объясняет им от Священного Писания. И затем они приглашают Его остановиться с ними на ночь, и за ужином в момент преломления хлеба они узнают Христа.
Примечательно, что есть еще один рассказ, – уже в Евангелии от Иоанна, – как после воскресения Христа апостолы Петр, Иоанн и еще некоторые с ними, отправились на рыбалку. Они были рыбаками и, как бы то ни было, питаться надо. И вот они всю ночь рыбачили, но безуспешно. Утром на берег приходит Христос, но издалека они видят только человеческий силуэт, не зная, кто это. Он спрашивает: «Поймали что-нибудь?» Они отвечают: «Нет». Тогда Он говорит: «Закиньте невод еще раз». Они закидывают, и тут же оказывается огромный улов рыбы, и через это апостолы узнают Господа. Знакомство апостола Петра с Иисусом началось с такого же чудесного улова рыбы в его лодке.
Почему же Господь начинает так являться апостолам? После воскресения Он является и более явным образом, как, например, когда они были вместе с апостолом Фомой, и во время Вознесения. Но также Христос начинает являться им так, что они узнают Его через события жизни. Через это Он готовит апостолов и учит остальных Своих учеников распознавать Его в событиях жизни: в научении от благочестивого человека, в преломлении хлеба, а преломлением хлеба в Новом Завете обычно называется Таинство Евхаристии. И даже через такие, казалось бы, простые бытовые дела, как рыбалка и улов – Господь может являться нам. Но нужно уметь узнавать Его. Что же помогало апостолам узнать?
Если мы сравним эти два евангельских чтения, то нам бросится в глаза такая отличительная черта апостолов как смирение. Вот, допустим, Лука и Клеопа. Хотя они не были из двенадцати самых приближенных апостолов, но они ходили вместе с Иисусом, учились от Него. И вот по дороге к ним подходит незнакомый человек, которого они сначала воспринимают просто как паломника, и вдруг Он начинает учить их Писанию и рассказывать, что произошло с их Учителем. Но они не говорят: «Слушай, что ты нас учишь? Мы-то лучше знаем, ведь мы с Ним были все эти годы!»
Лука и Клеопа не только не говорят этого, но даже не думают, потому что они рады учиться и рады слушать, - так рады, что даже когда Он делает вид, что хочешь пойти дальше, сами уговаривают Его остаться с ними. Настолько их сердцы были свободны от этого горделивого «Я знаю лучше! Я же был приближенным».
То же самое и в другом эпизоде. Когда случайный человек с берега дает вдруг повеление еще раз бросить невод – много кто из рыбаков, особенно после ночной безуспешной рыбалки, сказал бы: «Иди куда шел, мы сами знаем, как рыбачить». Но они безропотно подчиняются тому, что им говорит совершенно посторонний человек. И на этом контрасте видно, как сильно изменились апостолы – в частности, апостол Петр.
Вспомните самый первый случай, когда Христос проповедовал с его лодки, и будущий апостол Петр сидел и слушал. А после проповеди, уже поняв, что перед ним пророк Божий, Петр слышит слова: «Закинь невод». И он Ему начинает объяснять: «Да мы на самом деле ловили тут всю ночь, ничего не поймали», он уже начинает Ему прекословить, хотя в конце концов подчиняется. Но вначале Петр готов был прекословить даже пророку, а после трех лет пребывания с Господом Иисусом Христом он оказывает послушание даже незнакомому человеку. Настолько изменились души апостолов, такое смирение они показывали, и ради этого смирения открывал им Господь очи и позволял видеть Себя в событиях их жизни.
То же самое продолжалось со святыми и может быть с каждым из нас, если мы будем смирять себя и искать за внешними событиями нашей жизни любящий голос Отца нашего Небесного. И когда мы услышим Его и увидим, то поймем, что наша жизнь осмысленна. Это то, что имеют именно верующие люди. У неверующих, к сожалению, по их же собственному самоощущению, большая часть жизни бессмысленна. У них есть какие-то свои цели, может быть, даже великое служение, но оно занимает час, или несколько часов в день, а большая часть жизни, получается, это бессмысленная прослойка между этими значимыми событиями.
Для христианина в жизни нет пустого времени и нет бессмысленных событий.
Даже то, что может случиться у нас на пути, когда мы гуляем, и то, что может произойти с нами на работе или дома – через все это Господь говорит с нами. Вся жизнь для верующего человека – это диалог с Богом. Мы говорим Господу молитвами, а Он отвечает нам, как правило, обстоятельствами нашей жизни, и это началось еще тогда, сразу после Его Воскресения. Так что не стоит скорбеть, как некоторые, которые спрашивают: «Почему Бог не явится, что мы бы Его все увидели?»
Потому что мы еще не готовы, мы нуждаемся в том, чтобы наши души стали духовно чуткими. Когда мы научимся различать Господа в событиях нашей жизни, тогда будем более готовы. И некоторые святые, как вы знаете, сподоблялись и телесного явления Господа Иисуса Христа. Нельзя сказать, что это совсем закрыто для человека после Вознесения Христова, но большей частью, как Он учил народ притчами для того, чтобы возбуждать их умы, докапываться до скрытого смысла в притчах, точно так же и с нами Он сейчас разговаривает, как с апостолами тогда, не явно являясь нам, но вдохновляя нас искать Его в обстоятельствах жизни. Как сказано в Священном Писании: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар. 28:9).
Человек ленивый, который хочет, чтобы ему все принесли на блюдечке и все было просто и легко, искать не очень расположен. Так что будем искать Господа и дорожить всем тем, что Он для нас сделал и нам даровал.
Христос Воскресе!