О причинах переуплотнения почвы подробно рассказывает наставник Детской школы фермера портала AGRO XXI Сергей Викторович Галкин
Как известно, по крайней мере это известно нам в Детской школе фермера портала АГРПО 21, прогресс в сельхозпроизводстве, как и в любой другой отрасли, не развивается линейно.
Например, пассажирская авиация скорость наращивала, наращивала, но сейчас остановилась – чуть менее 1000 км/час в течение уже многих лет оказалось достаточно. Да, пробовали делать сверхзвуковые аппараты «КОНКОРД», ТУ - 144, но оказалось сложно, дорого-невыгодно, да и летать на таких скоростях особо некому и некуда.
Еще из школьных учебников мы знаем, что земледелие начиналось с палок-копалок, мотыг, затем прогресс в почвообработке дошел до сохи и что интересно, всё это была ныне прогрессивная безотвальная обработка. И только много позже в Европе изобрели первые плуги, а более-менее современная конструкция плуга была изобретена и начала выпускаться промышленно в США в 1830 годы прадедушками-основателями ныне всемирно известной фирмы Джон Дир.
Как и положено, с отставанием в 50 лет, плуги стали появляться и в России, прежде всего, конечно привозные, импортные.
И всё шло хорошо – воловья, конная тяга сменились на тракторную.
Тракторы становились всё мощнее, соответственно увеличивалась глубина вспашки, добавлялось количество лемехов на плугах – увеличивался захват, увеличивалась производительность. Пришло время и определилась оптимальная глубина вспашки – 10 дюймов или 25 см, пахать глубже в большинстве случаев не имело смысла.
А по прошествии столетия начало выясняться, что пахота не только полезна, но и вредна.
Оказалось, что физический закон о действии и соответствующем противодействии, работает и в поле – чтобы выворачивать-переворачивать огромные массы тяжелой влажной почвы, плугу нужна опора и он опирался на нижележащий слой почвы, уплотняя его с каждым новым проходом сплошняком по всему обрабатываемому полю.
Пока плуги были небольшими, мелкопашущими, это уплотнение было малозаметно и не влияло на урожаи. Но спустя всего-то столетие после начала массового применения плугов, и это уплотнение почвы под плугом стало заметно, стало заметно влиять на урожайность, особенно в засушливых регионах и получило название «плужной подошвы».
Почва уплотнялась настолько, что корни посеянных растений, просто не могли пробиться сквозь эту «подошву», им приходилось довольствоваться только поверхностным, быстро пересыхающим слоем почвы. Кроме того, «подошва» практически перекрывала впитывание влаги после таяния снега или дождей, вода стекала в углубления ландшафта – влага не поступала в глубину почвы, вымывались питательные вещества, развивалась водная эрозия почвы. Так же, из-за «плужной подошвы» в засушливые периоды, растениям становилась недоступной влага из глубоких слоев почвы.
О существовании, об образовании, о вреде «плужной подошвы» еще 60 лет назад мне рассказал мой крёстный Терентий Семёнович Мальцев. Он же, в те еще времена, предложил безотвальную обработку почвы, сконструировал и испытал соответствующие орудия, но широкого применения это не получило и по сию пору.
Европейцы, американцы, южно-американцы узнали о проблемах «плужной подошвы» еще раньше нас и в отличие от нас они сразу начали искать способы борьбы с ней. В итоге, сейчас миллионы га во многих странах по всей земле, особенно в засушливых регионах, либо пашутся безотвально – минимальная обработка, либо вообще не пашутся – применяется прямой посев по стерне предшественника.
В процессе изучения уплотнения почвы плугами выяснилось, что почва уплотняется не только плугом, но и самими тракторами за счет их веса и вибрации. Особенно это стало заметно, когда началась гонка сверх мощных, а значит и сверх тяжелых тракторов, вес которых доходил до 30 тонн. Отказ от отвальной пахоты (самой энергозатратной операции в земледелии) позволил отказаться и от тракторных гигантов, для минимальной почвообработки и прямого сева они просто не нужны.
И вот, спустя десятилетия, опять, позже всех развитых аграрных стран примерно на 50 лет, и у нас начали наконец обнаруживать «плужную подошву».
Обнаруживаем редко и боремся простенько – пашем не на 25 с., а на пару см. глубже, даже не задумываясь о том, что уже через пару сезонов «подошва» образуется вновь, просто на пару сантиметров ниже.
Про уплотнение почвы тяжелыми-тяжеленными тракторами нам, видимо, уже тоже известно – ставим сдвоенные колёсики, которые совсем не решают проблемы, но отказаться от гигантов мы не можем.
Тракторные монстры весом под 30 тонн, от которых развитые аграрные страны начали отказываться десятилетия назад – это краса, гордость и суперсовременное достижение нашей российской инженерной мысли – как откажешься от отечественной красы и гордости, да еще и с импортными двигателями, коробками передач и гидравликой.
Дабы было понятно, насколько тракторы способны уплотнить почву, есть наглядный пример – изобретена (сделаны опытные образцы и проведены испытания) машины для строительства дорог из обычного грунта путем уплотнения вибрацией.
По сути, это большой тяжелый трактор с усиленной вибрацией рабочих уплотняющих колёс. Такая машинка уплотняет грунт в зависимости от его структуры на глубину до 1,5 метров и создает дорожное полотно на многие годы без всяких гравиев, песков, бетонов и асфальтов, которое не размывается дождями .
Естественно эта технология, буквально революционная, буквально панацея, особенно для наших многочисленных глухих бездорожных мест, у нас не прижилась. Кому интересно делать дороги без щебня, песка, бетона, асфальта, ведь именно от них весь навар.
Вся наша Детская школа фермера портала АГРО 21 считает, что нашим взрослым аграриям совсем не обязательно заново изобретать велосипед – вновь открывать уплотнение почвы под плугами и тракторами, ломать головы над хитромудрыми стратегиями борьбы с уплотнениями, достаточно смирить гордыню и просто изучить, внедрить наконец уже имеющийся опыт подтвержденный многолетней практикой.
Автор: Сергей Галкин.
Фото: Дмитрий Лукьянов.
Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в ДЗЕН | Pulse.Mail.ru | VK.Новости.