В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа о том, что человек не может стать Его учеником, если не возьмёт крест и не последует за Ним. Эти слова напоминают, что жизнь духовная нелегка и не должна быть легка. Почему? Исключительно потому, что тяжело отрывать от себя грех, этого присосавшегося к нашей душе паразита; и как тело бывает тяжело и болезненно избавлять от паразитов, так же и с очищением души. Тесно присасывается грех к нашей душе тогда, когда человек отождествляет себя с ним. И грешник, отождествляющий себя с грехом, защищает грех как самого себя, не понимая, что это на самом деле не часть его, а враг внутри него, который губит его.
Тяжело вести христианскую жизнь из-за того, что приходится избавляться от самолюбия, самоугождения, и поставления себя на первое место. Гордому человеку больно смиряться. И помочь смириться помогают зачастую лишь те или иные жизненные скорби, - терпеливое перенесение их тоже называется несением креста. Без этих скорбей гордый человек, к сожалению, не может познать свою немощь и освободиться от постоянного самовозвеличивания и самовосхваления. Когда всё хорошо, многие думают: «У меня всё хорошо, потому что я хороший», - жизненные трудности помогают, по крайней мере, некоторым гордецам прозреть и начать более трезво смотреть на себя.
Но кто-то может спросить: «Почему Христос отождествляет следование за Собой с несением креста, когда в другом месте Евангелия Он говорит: «примите иго Мое, иго Мое благо и бремя Моё легко» (Мф. 11:30)? Так почему же тогда тяжело?»
Потому как чтобы принять это благое иго Христово, нужно сначала «совлечь с себя ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9), - устраниться от различных похотей, от греховных действий и желаний, чтобы плоть наша руководствовалась не ими, но заповедями Христовыми. А это тяжело. Чем больше мы сроднились с грехом, тем тяжелее переделывать себя. Апостол Павел продолжает аналогию с крестоношением. Мы помним, куда нес Христос крест – на Голгофу, где и был распят. Так и каждый христианин несет крест на свою малую голгофу, где, как говорит апостол, должен быть «распят ветхий наш человек… чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим. 6:6). Вот это освобождение от рабства греху и есть благое и легкое бремя, о котором говорит Спаситель. Когда мы, наконец, совлекаем с себя грех, то чувствуем огромное освобождение, облегчение, радость и счастье бытия с Господом.
Современному человеку это труднее воспринимать, чем тем, кто непосредственно слышал эти слова от Господа. В те древние времена люди понимали, что жизнь в труде – это нормально. Но для современного человека – избалованного и трудящегося зачастую гораздо меньше, чем трудились наши предки еще хотя бы сто лет или даже пятьдесят лет назад, - всё очень тяжело. Современный человек ищет, где полегче, для многих это является критерием: если я не получаю чего-то легко и без труда, значит, этим и не надо заниматься. Но в духовной жизни так ничего не получится. Пока мы не потрудимся, ничего надёжного в своей духовной жизни не приобретем.
Так что не будем бояться этого крестоношения, потому что хотя Господь наш Иисус Христос был на кресте один, когда страдал за всех нас, но мы на своей персональной голгофе никогда не одни – Он всегда с нами, всегда помогает и поддерживает. И не только Он, но так же и посланный от него Ангел Хранитель наш, и святой небесный покровитель, и все святые, которые молятся и ходатайствуют за нас. Поэтому мы никогда не одни, и не стоит ни отчаиваться, ни изнемогать на этом пути, потому что ведет он в Царствие Божие.