46 подписчиков

Как врачам и пациентам приблизиться к цифровизации здравоохранения

Согласно оценке компании Webiomed, в 2021 году инвестиции в цифровизацию российского здравоохранения составили $50,2 млн. При этом большая часть вложений идет на развитие телемедицины и сервисы для пациентов.

Фото © Муслим Муслимов
Фото © Муслим Муслимов

Основные задачи цифровизации здравоохранения – повышение качества медицинских услуг и сокращение времени пациента на получение услуги и врача на оказание помощи. Но для того чтобы данная система работала максимально качественно, необходимо соблюдение некоторых условий.

Зарубежный опыт

Уже в 2020 году, согласно исследованиям Accenture, в США и Европе около 69% медицинских учреждений начали внедрять технологии искусственного интеллекта. Например, цифровые помощники занимаются заполнением документов.

В США пациент может купить лекарства, выписанные врачом, только в той аптеке, с которой у клиники есть совместный электронный документооборот.

Нам это может показаться неудобным. Но при такой системе фармацевт уже перестает играть роль консультанта.

Это хорошо для пациента, поскольку исключается ситуация, когда человек по совету недостаточно компетентного специалиста начинает принимать неподходящее лекарство.

Роль пациента

Чтобы медицина в России могла вести эффективную борьбу с различными заболеваниями, важно сделать каждого пациента соучастником этого процесса. Зачастую люди, пришедшие за помощью к доктору, занимают пассивную роль.

Причина – модель медицины, существующая десятилетиями, когда мнение врача – это последняя инстанция, не терпящая лишних вопросов и возражений. Когда квалифицированная помощь – только в стенах медицинского учреждения и нигде в другом месте – никаких онлайн-консультаций.

Таким образом пациент становится заложником системы. Он не обладает достаточным количеством информации о своем здоровье, диагнозе, исследованиях и вариантах лечения и обязан неукоснительно выполнять предписания.

Все это становится причиной пассивности и бездействия – оттягивание визита к специалисту до последнего момента «пока не припечет», неправильное соблюдение рекомендаций, а то и полное их игнорирование.

По данным Росстата, в 2020 году около 29% пациентов осознанно отказывались обращаться к врачам. Почти половина из них занимались самолечением. В настоящее время картина практически не изменилась.
Одна из задач цифровизации медицины - повышение эффективности услуг. Фото National Cancer Institute Unsplash, используется по лицензии Unsplash License
Одна из задач цифровизации медицины - повышение эффективности услуг. Фото National Cancer Institute Unsplash, используется по лицензии Unsplash License

Пациент как союзник

Задача современной медицины – изменить сознание людей. Чтобы они воспринимали медицинское обслуживание не как «крайний случай», когда уже нет сил терпеть. А как способ превентивных мер, быстрой диагностики и эффективного лечения.

Для этого пациента нужно вовлечь:

  1. Предоставлять как можно больше данных, полученных о состоянии его здоровья в стенах медицинской организации.
  2. Давать возможность получать ответы на любые вопросы касаемо здоровья, диагностики и схемы лечения – действия препаратов, их дозировки, актуальности и необходимости проведения того или иного обследования и т. д.
  3. Обеспечивать максимально удобные условия для получения медицинской консультации и помощи.

Все это позволит врачам и пациентам обрести взаимное доверие и перейти на новый уровень отношений в рамках цифровизации здравоохранения.

Подпишитесь на канал и задавайте в комментариях вопросы об организации работы клиники. Отвечу в следующих публикациях.

Читайте еще:

Как работать с негативными отзывами в адрес клиники, чтобы не терять пациентов

Как управленцу клиники сплотить коллектив в единую сильную команду

8 правил делегирования: как руководителям клиник грамотно распределять задачи