6K подписчиков

«Водные ритуалы», Эва Гарсиа Саэнс де Уртури: сентиментальный детектив про ужасы кельтских обрядов

215 прочитали
Готичный детектив с необычной завязкой о родителях и их детях в период жатвы.
Картинка-впечатление в этот раз шла туго. Не уверена, что метафора понятна.
Картинка-впечатление в этот раз шла туго. Не уверена, что метафора понятна.

Что за автор

Обычно я начинаю отзыв с краткого пересказа сюжета, но сейчас логичнее начать с автора.

Эва Гарсиа Саэнс де Уртури родилась в 1970 году в Витории, столице Страны Басков. Это автономное сообщество на севере Испании. У этого региона свои традиции, при этом баскский язык не имеет ничего общего с испанским (как и с другими европейскими языками).

Эва много лет работала в области оптометрии, а затем переключилась на литературу. В 2012 году у нее вышел дебютный роман о людях с генетической мутацией, из-за которой они не старели. Но прославилась писательница благодаря детективной трилогии «Белый город».

Первая книга серии получила название «Жало белого города». В ней большое место отведено местной культуре, что, на мой взгляд, и определило ее успех. Маньяк, орудующий в Витории, украшал тела жертв баскскими ритуальными символами. 

Первая книга трилогии у меня есть, но я ее так и не прочитала.
Первая книга трилогии у меня есть, но я ее так и не прочитала.

Книга стала национальным бестселлером, общий тираж трилогии — более миллиона экземпляров. Власти Витории даже запустили экскурсионный маршрут по местам, фигурирующим в романах.

В России издали пока два тома — «Жало белого города» и «Водные ритуалы». Третья книга называется Los señores del tiempo, на русский можно перевести, как «Повелители времени». Думаю, она выйдет у нас в скором времени.

О чем

История во второй части трилогии начинается с убийства (как непредсказуемо для детектива!), но не с простого. Известную в узких кругах художницу подвесили на дереве и утопили в котле бронзового века. Это особый кельтский обряд, который называют водным ритуалом.

Вскоре выясняется, что девушка связана с главным героем — профайлером по прозвищу Кракен. И история эта на самом деле началась почти 25 лет назад.

Вторая часть трилогии — «Водные ритуалы».
Вторая часть трилогии — «Водные ритуалы».

О впечатлениях

Не начинайте читать эту книгу первой, не повторяйте мою ошибку. Автор сразу же рассказывает, кто был убийцей в первой части и почему сейчас все так плохо. Мало того, отсылки к «Жалу белого города» преследуют на протяжении всей книги. Я первую часть не читала, но теперь как будто читала.

Весомый плюс этого детектива — он атмосферен. Много внимания в нем уделяется кельтским обрядам и всяким мрачным штучкам. Любовно выписан город, Витория, что добавляет истории реалистичности.

Сам детектив герметичен, но сюжет разворачивается не в замкнутом пространстве, а в конкретной компании — среди друзей Кракена. Сначала традиционно подозреваешь всех и каждого, но к середине книги уже точно знаешь, кто убийца. Хотя финал все-таки удивит.

В целом эта история о родителях и детях, о том, что все идет от семьи — что посеешь, то и пожнешь.

Я была в Бильбао, самом крупном городе Страны Басков, но у меня есть только видео)
Я была в Бильбао, самом крупном городе Страны Басков, но у меня есть только видео)

Однако признаюсь, я не люблю слезливые любовные линии, а в этой книге как раз такая. К тому же главный герой Кракен показался слишком сентиментальным парнем, пресным и скучным. Не говоря уже о том, что он совершенно не убедителен как профессионал.

Единственный персонаж, который очаровал меня в этой книге, — столетний дед Кракена. Жаль, что ему отвели не так много места.

Еще один минус — сам текст. Дело, видимо, в переводе, он местами угловат. Хотя некоторые диалоги тоже кажутся натянутыми и не в меру пафосными.

Однако если вы любите детективы и устали от скандинавов, то возьмите для разнообразия «Белый город». Любые недочеты в сюжете окупаются колоритом.

Издательство: Inspiria, 2022 год.
Переводчик: Надежда Беленькая.