18 подписчиков

Поправки в «рекламный» закон: что теперь делать?

 Накануне Avocado Media провело прямой эфир на тему изменений в законе о рекламе, если вы пропустили или не нашли времени посмотреть его в записи, делимся полезной информацией в этом материале!

Накануне Avocado Media провело прямой эфир на тему изменений в законе о рекламе, если вы пропустили или не нашли времени посмотреть его в записи, делимся полезной информацией в этом материале!

1 сентября кто−то впервые оказался в школе, а российские маркетологи и предприниматели впервые оказались в реальности, где рекламные креативы теперь должны размещаться с уникальными токенами («вшитыми» в ссылку идентификаторами), а все данные о расходах на рекламу и показах теперь нужно передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР).

Звучит как повод отказаться от интернет−продвижениия и нанимать промоутеров с листовками? Спешим вас успокоить: все куда проще, чем кажется.

Что теперь будет с рекламой в Яндекс.Директ?

Яндекс − один из Операторов рекламных данных (ОРД). На своей стороне они настроили всю автоматизацию, то есть нужные данные будут автоматически передаваться в ЕРИР и беспокоиться не о чем. При создании новых рекламных кабинетов потребуется указывать ИНН рекламодателя. В старых аккаунтах Яндекс.Директ нужно будет добавить недостающие данные − и все готово.

Какие изменения будут при размещении рекламы в VK и MyTarget?

− VK теперь тоже будет одним из ОРД, все креативы будут промаркированы токеном. В ближайшее время передача данных о рекламной кампании также будет автоматизирована;

− Самостоятельным рекламодателям нужно будет принять оферту, создать кампании, указать ИНН/данные, а дальше система сама подаст все отчёты и акты в ЕРИР;

− Если вы работаете через агентства или фрилансеров, необходимо будет подписать доп.соглашение с агентством/фрилансером о поручении и передать данные ОРД;

− Также потребуются дополнительные соглашения с ниже и вышестоящими участниками рекламной деятельности о передаче данных и принятие оферты VK;

− Кабинет ОРД понадобится для внешних рекламных систем. В сентябре VK расскажет больше о кабинете ОРД.

Большая часть работы в итоге будет автоматизирована самими системами, и проделывать какие−либо дополнительные действия, за исключением вышеперечисленных, не потребуется. Кстати, почти сразу после нашего эфира эксперты дали дополнительные разъяснения по теме, вот что будет полезно знать:

Все ли рекламные материалы нужно будет регистрировать?

Нет, вышеупомянутый закон не затрагивает ваши рассылки по собственным клиентским базам, push-уведомления и рекламу, размещенную в контексте теле− радиопередач, которая и в сети будет отображаться также, как в первоисточнике.

Считаются ли теперь рекламой мои посты в социальных сетях?

Если речь идет об информационных\продающих постах на странице вашего бизнеса, такие материалы рекламой считаться не будут.

Как теперь быть с рекламой у блогеров?

При сотрудничестве с блогером, который работает без посредника, нужно заключить договор, в котором будет четко прописано, какая из сторон берет на себя обязательства о передаче данных в ЕРИР через ОРД. Отчет в систему должен быть загружен до 30 числа следующего месяца.

Если вы рассматриваете сотрудничество по бартеру, то и по такой рекламе тоже придется формировать отчет и передавать его в ЕРИР через ОРД. Помимо этого, нужно будет заключить договор возмездного оказания услуг на одинаковую сумму.

Более того, под закон попадает даже реклама, которую вы размещаете на безоплатной основе (Роскомнадзор обещал дать пояснения по этому вопросу).

Как быть, если я блогер и размещаю на своей странице платные обзоры и рекламу товаров?

Придется подружиться с бюрократической стороной вопроса − по каждому размещению рекламы нужно будет заключить договор с рекламодателем и выбрать ОРД, через которого вы будете передавать данные в ЕРИР (сейчас в списке доступны 7 ОРД). Закон обязует вас заключить договор с одним из них, чтобы начать маркировку рекламы и передачу данных в систему (у вас появится доступ к специальной платформе, через которую вы будете направлять отчеты).

Даже если вы рекламируете товары\услуги во время стримов или прямых эфиров, по окончании вам нужно загрузить ссылку в кабинет ОРД.

К размещению рекламы лучше всего приступать только после того, как рекламодатель предоставит вам все необходимые РЕАЛЬНЫЕ данные. Связываться с «фейками», предлагающими оплату на карту, чревато.

Я веду свою группу\канал, где размещаю рекламные материалы, оплату за что получаю посредством перевода на банковскую карту. Что теперь делать?

Маркировать рекламные посты и вносить отчетность через ОРД до 30 числа следующего месяца.

А как быть с рекламой в «запрещенной соцсети»?

Вот что по этому поводу пишут эксперты банка «Точка»: «Если ваша реклама в интернете показывается на территории Российской Федерации, то она должна быть зарегистрирована и промаркирована. В данный момент доступ из РФ к сервисам Meta Фейсбук и Инстаграм* запрещён. Таким образом, пользователи с российским IP-адресом не смогут увидеть рекламу, которую вы разместили у блогеров».

Что касается VPN−сервисов: если вы имеете техническую возможность определить по цифровому отпечатку, что пользователь пришёл из РФ, тогда вам нужно передавать данные, в противном случае (если вам видны пользователи с иностранными IP) такую рекламу маркировать нет необходимости.

*Meta (Facebook, Instagram) признан экстремистской организацией на территории РФ.

Относятся ли к рекламе размещения на «Авито» и «Юле»?

Если вы размещаете на продажу личные вещи, такие материалы к рекламным не относятся. Но если вы продаете через сервисы свои товары\услуги, такие записи необходимо маркировать и передавать по ним отчетность. Пока не совсем понятно, как это будет происходить. К слову, «Авито» не раз выступало против поправок в закон.

Рассылки в мессенджерах и/или по e−mail тоже считаются рекламой?

Если адресаты − ваша клиентская база, то нет. Если вы делаете рассылку по чужой базе, то такие материалы засчитываются за рекламу и требуют маркировки и передачи отчетов через ОРД,

Рекламу в Telegram Ads тоже нужно маркировать?

Пока это технически невозможно, но передать данные ОРД вы обязаны.

Нативная реклама тоже требует маркировки?

Да. Если это заранее подготовленный материал, он должен быть заблаговременно внесен в кабинет ОРД и промаркирован идентификатором.

· Если ссылка на мой товар/услугу стоит в контексте seo−статьи, ее нужно маркировать?

Да. В кабинете ОРД вам потребуется сгенерировать HTML5-скелет статьи, вставить его в поле и получить идентификатор. Токен нужно разместить в ссылке на статью через амперсанд (&) или вопросительный знак (?).

· А если я промаркировал рекламу через ОРД, но передумал ее размещать?

В таком случае вам просто не нужно выгружать отчетность.

· Отразятся ли изменения в законе на стоимости рекламы?

Пока сложно прогнозировать такие параметры: на данный момент ОРД планируют брать 1% от рекламного бюджета за свои услуги, но многие из них предусмотрели бесплатный пробный период на несколько месяцев.

Какие санкции возможны в случае нарушения закона «О рекламе»?

Избежать штрафов можно в период до марта 2023 года − это время дается на «адаптацию». В дальнейшем штрафы составят:

Физические лица: от 2000 до 2500 рублей;

Должностные лица: от 4000 до 20 000 рублей;

Юридические лица: от 100 до 500 тысяч рублей.

Возможно, все это звучит сложно, но, уверены, рынок рекламы быстро приспособится к изменениям, особенно если учитывать, что многие процессы будут автоматизированы. На данный момент советуем вам следить за пояснениями к закону от официальных источников, пройти регистрацию в ЕСИА (она нужна будет для входа в кабинет ЕРИР) и выбрать ОРД (если вы блогер или фрилансер, занимающийся настройкой рекламных кампаний). Окончательный список ОРД обещали представить в начале октября.

13 октября переходный период, за который рекламодатели и исполнители должны будут ознакомиться с изменениями, подойдет к концу. После этой даты контролирующие органы обещали дать больше конкретных пояснений по новому закону.