Драгоценные страницы
Окровавленная святыня
Самая древняя в мире рукопись Корана хранится отнюдь не в Мекке. Этот драгоценный манускрипт находится в ташкентской мечети Тилла шайх. Туда он попал после многолетних скитаний по миру. На страницах рукописи можно увидеть красные пятна. Правоверные убеждены в том, что это - следы крови Усмана, третьего из «праведных халифов», правивших после смерти пророка Мухаммеда.
Если история создания Библии до сих пор таит в себе немало тайн и белых пятен, то со священным Кораном все обстоит значительно проще. Правда, ошибутся те, кто назовет автором письменного текста пророка Мухаммеда. Хотя при его жизни аяты (стихи откровения) записывались, одновременно с этим пророк требовал, чтобы ученики по старинке заучивали их наизусть. Записи же велись непоследовательно и в буквальном смысле на всем, что попадалось под руку: на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи.
Поэтому когда в 632 году пророк Мухаммед умер, перед мусульманами встала серьезная проблема. До этого любой спор по поводу аятов мог рассудить сам пророк. Теперь же необходим был единый, последо-вательный текст, который бы гарантированно не искажал учение ислама. Составить такой текст взялся личный секретарь и писец Мухаммеда — Зейд ибн Сабит. Под контролем других сподвижников пророка, каждый из которых знал все аяты наизусть, он привел текст к тому виду, в котором мы знаем его сейчас. Произошло это во вре мя правления третьего «праведного халифа» — Усмана ибн Аффана, женатого на дочери Мухаммеда. По преданию, халиф разослал пять экземпляров Корана в основные города халифата, а шестой оставил себе. Удивительно, но эта рукопись сохранилась до наших дней.
Со слов пророка
Время правления Усмана оказалось непростым для халифата. Стремясь как можно сильнее сплотить союз арабских племен, созданный Мухаммедом под знаменем ислама, халиф все сильнее тяготел к авторитарному стилю правления. Руководящие должности и титулы он щедро раздавал своим родственникам, так как на них мог всецело положиться. Им же доставалась и большая часть военной добычи. Естественно, это вызывало недовольство у вольнолюбивых арабов.
В конце концов, в 650 году против Усмана восстали провинции Ирака и Египта. В исламской традиции считается, что Усман до последнего пытался не допустить кровопролития между мусульманами. А потому не стал подавлять восстание жесткими мерами, стараясь все решить переговорами. Закончилось это трагически: летом 656 года группа мятежников ворвалась во дворец халифа в Медине. Усман, как и полагается благочестивому правителю, в это время сидел и читал Коран. Он не оказал сопротивления и был убит на месте. А брызнувшая кровь щедро окропила страницы священной книги.
После Усмана халифом стал другой зять Мухаммеда - Али. При нем и началась история долгих странствий окровавленной рукописи Корана. Сначала он перевез ее из Медины в новую столицу — Куфу, на территории нынешнего Ирака. В честь этого города назван стиль письма, которым записан Коран Усмана. Поэтому и сам манускрипт называют куфическим. В Куфе рукопись хранилась долгие века, пока в XV веке Османская империя, новый центр мусульманского мира, не столкнулась с грозным противником — великим покорите лем Азии Тамерланом. Разбив в 1402 году турецкого султана Баязе- та, он прошел маршем по территории Ирака. И попутно захватил го род Басру, где хранился вывезенный туда из Куфы Коран Усмана. В результате рукопись получила новое место жительства и новое имя — отныне его стали называть Самаркандским куфическим Кораном.
Время странствий
В Самарканде, столице империи Тамерлана, Коран провел более четырехсот лет. Его хранили в мечети Ходжи Ахрора — шейха ордена суфиев, жившего в XV веке. Святыня привлекала в мечеть огромное количество паломников. Люди приезжали издалека, специально, чтобы попросить благословения у Корана Усмана. В дни больших исламских праздников рукопись выносили из мечети и торжественно демонстрировали народу.
Тем временем канули в Лету Тамерлан и созданная им держава. Самарканд стал принадлежать Бухарскому эмирату. А новая могучая сила — Российская империя — в середине XIX века начала против этого эмирата войну, с целью присоединить к себе Туркестан.
Самарканд был взят русскими войсками под командованием генерала Константина фон-Кауфмана в мае 1868 года. О том, что в городе хранится очень ценный древний список Корана, командованию было прекрасно известно, а потому были сразу же предприняты немалые усилия для того, чтобы добыть манускрипт. В результате Коран Усмана был выкуплен у самаркандского духовенства за довольно приличную по тем временам, но несопоставимую с его реальной ценностью сумму в 500 коканов (около 100 рублей).
24 октября 1869 года Коран отправился в Санкт-Петербург, при чем фон-Кауфман настаивал на том, чтобы он был обязательно помещен в Императорскую Публичную библиотеку — туда же, где уже хранились древнейшие списки Ветхого и Нового Заветов Библии. Заодно в Петербург хотели вывезти и мраморную подставку, на которой покоилась рукопись. Но это оказалось невозможно из-за ее огромного веса. Поэтому ограничились тем, что скопировали надписи, которыми была щедро изукрашена подставка. Впоследствии ученые не раз порадовались этой скрупулезности российских офицеров — надписи представляли немалый интерес для востоковедов.
Спокойно полежать в рукописном отделе Императорской библиотеки Корану Усмана удалось чуть меньше полувека. Затем в России грянула революция, и рукопись снова отправилась в путь. Сначала большевики почему-то разрешили вывезти ее в Уфу. Однако в 1921 году, после обращения туркестанских мусульман, по личному распоряжению Ленина манускрипт отправился в Ташкент. Разумеется, не в качестве исламской святыни, а в качестве музейного экспоната. Каким и считался до тех времен, пока религия не начала возвращать свои позиции в советском государстве. Ну, а после распада СССР в новом Узбекистане Коран Усмана вновь стал объектом поклонения для мусульман.
До сих пор не утихают споры о следах крови на страницах Корана Усмана. Кровавые разводы расположены на страницах удивительно равномерно. Изучавшие их специалисты пришли к выводу, что это пятна, специально нанесенные много позднее, нежели изготовлен сам манускрипт. Тем более что следы крови встречаются не только на самом Коране Усмана, но и на некоторых его копиях, которые сохранились до наших дней. Еще более въедливые специалисты указывают на то, что судя по шрифту и манере письма, текст был записан аж в VIII веке, то есть спустя полвека после убийства Усмана.
Тем не менее мусульмане верят в то, что кровь на страницах — подлинная. Как и сам Коран Усмана, который все еще хранит на своих страницах дыхание времени.