Найти тему
Загадки истории

НЕВЕРОЯТНЫЕ АРТЕФАКТЫ#4.2 Драгоценные страницы#2.Окровавленная святыня

Оглавление

Драгоценные страницы

Окровавленная святыня

Самая древняя в мире ру­копись Корана хранится отнюдь не в Мекке. Этот драгоценный манускрипт находится в ташкентской мечети Тилла шайх. Туда он попал после многолетних скитаний по миру. На страницах рукопи­си можно увидеть красные пятна. Правоверные убеждены в том, что это - следы крови Усмана, третьего из «праведных халифов», правив­ших после смерти пророка Мухаммеда.

Если история создания Библии до сих пор таит в себе немало тайн и белых пятен, то со священным Кораном все обстоит значитель­но проще. Правда, ошибутся те, кто назовет автором письменного текста пророка Мухаммеда. Хотя при его жизни аяты (стихи откро­вения) записывались, одновременно с этим пророк требовал, чтобы ученики по старинке заучивали их наизусть. Записи же велись непо­следовательно и в буквальном смысле на всем, что попадалось под руку: на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи.
Поэтому когда в 632 году пророк Мухаммед умер, перед мусуль­манами встала серьезная проблема. До этого любой спор по поводу аятов мог рассудить сам пророк. Теперь же необходим был единый, последо-вательный текст, который бы гарантированно не искажал уче­ние ислама. Составить такой текст взялся личный секретарь и писец Мухаммеда — Зейд ибн Сабит. Под контролем других сподвижников пророка, каждый из которых знал все аяты наизусть, он привел текст к тому виду, в котором мы знаем его сейчас. Произошло это во вре­ мя правления третьего «праведного халифа» — Усмана ибн Аффана, женатого на дочери Мухаммеда. По преданию, халиф разослал пять экземпляров Корана в основные города халифата, а шестой оставил себе. Удивительно, но эта рукопись сохранилась до наших дней.

Так выглядит Коран Усмана
Так выглядит Коран Усмана

Со слов пророка

Время правления Усмана оказалось непростым для халифата. Стремясь как можно сильнее сплотить союз арабских племен, созданный Мухаммедом под знаменем ислама, халиф все сильнее тя­готел к авторитарному стилю правления. Руководящие должности и титулы он щедро раздавал своим родственникам, так как на них мог всецело положиться. Им же доставалась и большая часть воен­ной добычи. Естественно, это вызывало недовольство у вольнолю­бивых арабов.
В конце концов, в 650 году против Усмана восстали провинции Ирака и Египта. В исламской традиции считается, что Усман до по­следнего пытался не допустить кровопролития между мусульмана­ми. А потому не стал подавлять восстание жесткими мерами, стара­ясь все решить переговорами. Закончилось это трагически: летом 656 года группа мятежников ворвалась во дворец халифа в Медине. Усман, как и полагается благочестивому правителю, в это время си­дел и читал Коран. Он не оказал сопротивления и был убит на месте. А брызнувшая кровь щедро окропила страницы священной книги.
После Усмана халифом стал другой зять Мухаммеда - Али. При нем и началась история долгих странствий окровавленной рукописи Корана. Сначала он перевез ее из Медины в новую столицу — Куфу, на территории нынешнего Ирака. В честь этого города назван стиль письма, которым записан Коран Усмана. Поэтому и сам манускрипт называют куфическим. В Куфе рукопись хранилась долгие века, пока в XV веке Османская империя, новый центр мусульманского мира, не столкнулась с грозным противником — великим покорите­ лем Азии Тамерланом. Разбив в 1402 году турецкого султана Баязе- та, он прошел маршем по территории Ирака. И попутно захватил го­ род Басру, где хранился вывезенный туда из Куфы Коран Усмана. В результате рукопись получила новое место жительства и новое имя — отныне его стали называть Самаркандским куфическим Кораном.

Мечеть Тилла-шайх, Ташкент
Мечеть Тилла-шайх, Ташкент

Время странствий

В Самарканде, столице империи Тамерлана, Коран провел более четырехсот лет. Его хранили в мечети Ходжи Ахрора — шейха ордена суфиев, жившего в XV веке. Святыня привлекала в мечеть огромное количество паломников. Люди приезжали издалека, специально, чтобы попросить благословения у Корана Усмана. В дни больших исламских праздников рукопись выносили из мечети и торжествен­но демонстрировали народу.
Тем временем канули в Лету Тамерлан и созданная им держава. Самарканд стал принадлежать Бухарскому эмирату. А новая могучая сила — Российская империя — в середине XIX века начала против этого эмирата войну, с целью присоединить к себе Туркестан.
Самарканд был взят русскими войсками под командованием ге­нерала Константина фон-Кауфмана в мае 1868 года. О том, что в городе хранится очень ценный древний список Корана, командо­ванию было прекрасно известно, а потому были сразу же предпри­няты немалые усилия для того, чтобы добыть манускрипт. В резуль­тате Коран Усмана был выкуплен у самаркандского духовенства за довольно приличную по тем временам, но несопоставимую с его ре­альной ценностью сумму в 500 коканов (около 100 рублей).
24 октября 1869 года Коран отправился в Санкт-Петербург, при­ чем фон-Кауфман настаивал на том, чтобы он был обязательно по­мещен в Императорскую Публичную библиотеку — туда же, где уже хранились древнейшие списки Ветхого и Нового Заветов Библии. Заодно в Петербург хотели вывезти и мраморную подставку, на ко­торой покоилась рукопись. Но это оказалось невозможно из-за ее огромного веса. Поэтому ограничились тем, что скопировали над­писи, которыми была щедро изукрашена подставка. Впоследствии ученые не раз порадовались этой скрупулезности российских офи­церов — надписи представляли немалый интерес для востоковедов.
Спокойно полежать в рукописном отделе Императорской библи­отеки Корану Усмана удалось чуть меньше полувека. Затем в Рос­сии грянула революция, и рукопись снова отправилась в путь. Сна­чала большевики почему-то разрешили вывезти ее в Уфу. Однако в 1921 году, после обращения туркестанских мусульман, по личному распоряжению Ленина манускрипт отправился в Ташкент. Разумеет­ся, не в качестве исламской святыни, а в качестве музейного экспо­ната. Каким и считался до тех времен, пока религия не начала воз­вращать свои позиции в советском государстве. Ну, а после распада СССР в новом Узбекистане Коран Усмана вновь стал объектом по­клонения для мусульман.
До сих пор не утихают споры о следах крови на страницах Кора­на Усмана. Кровавые разводы расположены на страницах удивитель­но равномерно. Изучавшие их специалисты пришли к выводу, что это пятна, специально нанесенные много позднее, нежели изготов­лен сам манускрипт. Тем более что следы крови встречаются не толь­ко на самом Коране Усмана, но и на некоторых его копиях, которые сохранились до наших дней. Еще более въедливые специалисты ука­зывают на то, что судя по шрифту и манере письма, текст был запи­сан аж в VIII веке, то есть спустя полвека после убийства Усмана.
Тем не менее мусульмане верят в то, что кровь на страницах — подлинная. Как и сам Коран Усмана, который все еще хранит на сво­их страницах дыхание времени.

«Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года». Художник Николай Каразин, 1888 год
«Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года». Художник Николай Каразин, 1888 год

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ