Механизированное перемещение по снегу до начала Первой мировой войны волновало только французов, с одной стороны у них были Альпы, а с другой стороны казавшийся бесконечным и безумно богатым российский рынок, там где медведи и ... ну Вы всё поняли. Рассказ о "винтоходе" Ремези в публикации.
Напрямую некоторые публикации в этом канале не связаны с главной темой - боевыми машинами Первой мировой, как например герой этой - совершенно гражданский довоенный шнекоход. Но во первых, хотя бы в отсылках он связан с Россией, во-вторых - с движением вне дорог, а сочетание первого и второго при определённых условиях может привести и к военной эксплуатации, в этом случае не привело, но чем чёрт не шутит...
Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
В 1907 году на далекой окраине мира в САСШ, заснеженные территории которых были не сильно меньше российских, но которые, по крайней мере по мнению европейцев, были не столь богаты и платёжеспособны, как россияне, конструктор и предприниматель Ира Пиви (Ira Peavey) разработал и построил транспортное средство для работы на хлебозаготовках с движителем, использующим принцип "винта архимеда". Дело дошло до того, что мна лесозаготовках в САСШ даже устроили битву "титанов" между полушнекоходом Пиви - Peavey Snow Locomotive и полугусом Алвина Ломбарда. Информация о таком способе движения появилась в прессе и европейские конструкторы-фантазёры не преминули использовать винт в своих конструкциях снежных автомобилей.
Не стоит забывать, что в самой Российской империи необходимость перемещаться по снегу хорошо понималась и собственными производственниками. Правда, вплоть до появление всех стремительно дисквалифицировавшего автомобиля с движителем Кегресса, основное внимание уделялось аэросаням. Аэросани Меллера (завода Дукс), Сикорского (1912) представляли собой вполне годные конструкции, не говоря уже о полудесятке единичных образцов типа аэросаней-амфибий воронежского изобретателя Бурковского. Из оригинальных конструкций можно отметить мотосани Неждановского, построенные в 1914-м. Во Франции же экспериментировали с движителями и считали, что если сказать, что агрегат делается для России или его уже купил какой-нибудь российский Великий Князь, как например невозможные к использованию сани Коанда с турбиной (Coanda Traîneau à turbine), то и инвесторы найдутся и заказы.
Traîneau Remezy (véhicule à propulseur hélicoïdal)/Traineau Martini Remezi/Сани Ремеси со шнекороторным движителем
Страна: Франция/Швейцария
Год выпуска: 1911-1914
Двигатель:
"Лидером" в разработке автомобильных саней во Франции был лейтенант Бессе (lieutenant Besse). С 1908 года, когда он предложил свой вариант саней для покорителей Антарктиды Шарко и Скотта, в 1910 году последний вариант представлял собой фактически автомобиль на лыжах с установленными по центру большими колесами типа гребных, только для снега. В зиму с 1911 на 1912 год в Шамони свой вариант снежного автомобиля испытал инженер М.Ремези (Remezy или иногда Remesi). В качестве движителя Ремези использовал два шнека относительно небольшого диаметра. Пилотом агрегата был известным пилот-спортсмен и мировой рекордсмен Рене Деманест (René Demanest).
Конструктивно автосани Ремези представляли собой жесткую раму набранную из стального швелера раму, на которую сверху устанавливался кузов, близки к стандартному автомобильному и двигатель, установленный также по автомобильному. От два шнека относительно небольшого диаметра. Передние управляемые лыжи подвешивались на рессорах.
Мощность двигателя внутреннего сгорания установленного на агрегат составляла 12 л.с. На испытаниях достигнута скорость в 40 км/час. В прессе сообщалось, что машина продемонстрировала отличную подвижность и управляемость и что испытания будут продолжены в России. Понятно, где ещё? Тем не менее знаю дальнейшую историю шнекоходов можно предположить, что не всё так было хорошо, как писали в газетах. Несмотря на то, что конструктор предусмотрел в машине пружинную систему подвеса шнеков, которая одновременно играла роль и амортизатора и системы прижима, роторы были явно малы и размер лопасти был невелик для успешного движения в разных условиях. Как показали эксперименты в 30-х-50-х годах для успешного движения шнеки должны быть существенно больше. И машина Ремези могла показывать хорошие результаты только в очень узком диапазоне условий для движения. Глубокий снег и наоборот - малоснежье или наст был противопоказан.
Несмотря на обещания авторов отправить шнекоход в Россию на испытания, там Traîneau Remezy не появились, а сам Ремези занялся доводкой схемы, так как в принципе она была привлекательной. Главной проблемой был небольшой относительно диаметр шнека и высокие узкие ребро его винтовой нарезки. В зиму с 1913 на 1914 год в Швейцарии в Альпах был испытан новый агрегат Ремеси, который называют Traîneau Martini Remezy (Traineau Martini Remezi),так как судя по фотографиям от автомобиля марки Мартини была взята трансмиссия и двигатель. В остальном схема осталась таже - деревянный кузов, установленный на жёсткой швеллерной раме, которая упирается на подрессоренные лыжи. два шнека, уже чуть большего диаметра и с увеличенным шагом винта так же приводились в действие двумя карданами и имели пружинную подвеску. Возможно использовалась и некая система рычагов, которая опускала шнеки из транспортного в рабочее положение.
Испытания нового варианта шнекохода проводились в Швейцарии в снегах Швейцарской Юры, горного массива на северо-западе страны между Савойскими Альпами и Шварцвальдом. Автомобильные сани-шнекоход Ремеси, по крайней мере по сообщениям прессы могли подниматься на любые склоны Швййцарской Юры с семью человеками на борту. На ровном снеге шнекоход разгонялся до 60 километров в час. Несмотря на успешные испытания, увидеть в Европе его было нельзя, так как его сразу отправили в Россию для окончательных испытаний. Обычное дело впрочем для всех внедорожных машин, обесчать их испытать в России, да ещё и много там продать. Вот только почти никто, ну кроме аэросаней графа Лессепса Auto-aero так туда и не доехал.
Дальнейшая доработка шнекового движителя уже в 30-е годы и после войны шла по пути увеличения диаметра винтового движителя, уменьшения высоты спирального ребра и устранения любых опорных поверхностей замена колес и лыж. Тем не менее широкого применения за пределами очень специфичных задач схема так и не нашла.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграммканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О различных вариантах французских аэросаней можно почитать в других публикациях канала:
- De traîneau Charcot-de la Besse. 1908. Франция На санях к Южному полюсу. De traîneau Charcot-de la Besse. 1908. Что выбирали Шарко и Скотт в Альпах?
- e traîneau à moteur du lieutenant Besse. 1909. Франция Альпійские сани Бессе. Le traîneau à moteur du lieutenant Besse. 1909. Сани-Тягач для военных.
- L'automobile-traîneau de la Besse. 1910 Франция От экспериментов к практике. Товарный снегоход Бессе. L'automobile-traîneau de la Besse. 1910
- Aérosable "La Sauterelle". 1912. Франция Французские военные "Кузнечики". Aérosable "La Sauterelle". 1912. С ветром по пескам.
- Auto-aero. 1912 Французский аэромобиль- аэросани графа де Лессепса. Auto-aero. 1912. Из России с победой.
- Le traineau à hélice Rene Le Grain. 1914 Французские аэросани на службе. Le traineau à hélice Rene Le Grain. 1914. По Альпам с ветерком
- Coanda Traîneau à turbine. 1910. Румыния. Аэросани Коандa. Coanda Traîneau à turbine. 1910. Міф и реальность. Румыния - родина реактивного самолета?
Источники:
L'Auto-vélo : automobilisme, cyclisme, athlétisme, yachting,
aérostation, escrime, hippisme / dir. Henri Desgranges. 1912-02-13. (gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France)
Le Génie civil : revue générale des industries françaises et
étrangères. 1912-03-23. (gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France)
Excelsior : journal illustré quotidien : informations, littérature, sciences, arts, sports, théâtre, élégances. 1914-02-19. (gallica.bnf.fr / Bibliothèque nationale de France)
https://modelist-konstruktor.com/razrabotki/vmesto-gusenicz-shnek
В.Е. Колотилин, А.В. Михеев, П.О. Береснев, А.М. Беляев, А.В. Папунин, В.С. Макаров, Д.В. Зезюлин, В.В. Беляков, А.А. Куркин СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЫБОРА ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ, МАССОВО-ИНЕРЦИОННЫХ И МОЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН НА РОТОРНО-ВИНТОВЫХ ДВИЖИТЕЛЯХ (https://www.nntu.ru/frontend/web/ngtu/files/nauka/izdaniya/trudy/2015/03/156-208.pdf)