С вами очередной выпуск Инвест Шоу – шоу, в котором мы публично делимся с вами своим инвестиционными решениями.
Итак, что происходит с российским фондовым рынком?
Многие ждали, что рынок пошатнется уже в понедельник - из-за допуска дружественных нерезидентов. Но, несмотря ни на что, открылся он в понедельник бодрячком. Хотя мы в своем новостном выпуске предупреждали, что, возможно, нерезиденты еще не зашли на рынок по «техническим» причинам.
Рис. 1. Индекс Мосбиржи, источник tradingview.com
Во вторник настроения рынка, действительно, изменились. С чем это связано? Многие увидели связь с публикацией данных по инфляции в США и падением американского рынка.
На мой взгляд, найти точную связь довольно трудно – явление ложной корреляции никто не отменял.
Рис. 2. Ложная зависимость
Понятно лишь одно. Причина - внешний негативный фон.
Во-первых, участился новостной поток о ходе ведения спецоперации на Украине. Помимо этого, обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном. Россию просят о помощи. Позитива для нашего рынка в этом мало.
Во-вторых, нерезиденты, хоть и дружественные, все же могут реагировать на мировые события и изменения на том же американском рынке.
Что покупаем 15 сентября в инвестпортфель?
Покупаем облигации. На носу, вероятно, очередное снижение ключевой ставки. Заседание ЦБ состоится в пятницу. Большинство аналитиков ожидают снижения до 7,5%, аналитики Сбера - до 7%.
Многие в такой ситуации подумывают о спекулятивной стратегии покупки длинных ОФЗ. Хотя снижение ставки уже заложено в цену и особой прибыли тут не получишь.
Мы же с вами лучше разберем что-нибудь из корпоративного сегмента.
Интересно по доходности выглядят облигации шеринговых компаний - КаршерингРуссия и Вуш. Вот их-то мы и рассмотрим. Обе компании дебютировали на рынке облигаций в этом году.
Облигации доступны к покупке в мобильном приложении Тинькофф Инвестиции.
Рис. 3. Тинькофф Инвестиции
Им я пользуюсь уже очень давно. Приложение очень удобное, сделки совершать в нем элементарно, а поддержка работает круглосуточно. Пополнение счета возможно с карт любых банков. Ввод и вывод денег со счёта на карту происходит мгновенно и без комиссий. Имеется здесь и удобная социальная сеть для инвесторов-пульс, где вы можете анализировать доходности и стратегии пользователей и следить за сделками лучших.
Если вы до сих пор не инвестируете потому что, не знаете с чего начать, или до сих пор уверены, что стартовый капитал это многомиллионные вложения, то в Тинькофф есть целая Академия инвестиций где вы узнаете как работают акции, облигации и биржевые фонды. Вам доступно и ярко расскажут об инфляции, стратегиях инвестирования, объяснят, что такое ИИС и зачем он нужен.
Если вы откроете счет до 7 октября и пройдете блок из 4 коротких курсов, то после прохождения каждого курса и сдачи экзамена, вы получите акцию от Тинькофф в подарок.
А за успешное прохождение всех 4х курсов, вы получите еще одну дополнительную акцию в подарок. И вот: вы уже и знания подтянули в инвестициях, и свой первый портфель акций собрали.
Открывайте брокерский счет по ссылке в описании, учитесь в академии инвестиций и получайте акции от Тинькофф в подарок.
Первым на рынок облигаций вышел Whoosh - оператор сервиса электросамокатов Whoosh.
Рис. 4. Whoosh, источник truesharing.ru
Равнодушных к электросамокатам по-моему не осталось - их либо любят, либо ненавидят.
Что известно о компании Whoosh?
Сервис Whoosh в 2019 году запустили бывшие топ-менеджеры S7 Дмитрий Чуйко, Егор Баяндин, Олег Журавлев и Сергей Лаврентьев. Сегодня ВУШ - участник Сколково. Работает в 19 городах России, аудитория пользователей - порядка 6 млн человек. Парк компании насчитывает более 40 тыс. электросамокатов и несколько сотен электровелосипедов.
Так называемый «кикшеринг» (теперь и вы знаете это слово) - весьма хлебное дело. Бизнес высокорентабельный (более 50% по EBITDA). Компания занимает лидирующие позиции на рынке.
Уровень долговой нагрузки компании также небольшой.
АКРА также отмечает, что темпы роста выручки довольно высокие и, в целом, компания находится на этапе масштабирования своего бизнеса.
В прошлом году Whoosh привлекла инвестиции от ВТБ и Банка Открытие. ВТБ инвестировала в компанию через пре-IPO фонд «ВТБ Капитал Инвестиции», Банк «Открытие» предоставил мезонинное финансирование компании Whoosh в размере 1 млрд рублей.
Недавно пошли слухи о том, что компания может до конца 2023 года выйти на IPO. В Whoosh не подтвердили, но и не опровергли эти слухи.
Рис. 5. IPO Whoosh, источник forbes.ru
Результаты 1-го полугодия смешанные. С одной стороны, ВУШ продемонстрировала рост выручки аж на 63%. С другой - падение чистой прибыли на те же 63%. Себестоимость продаж возросла в 3 раза, финансовые расходы - в 7 раз, коммерческие и хозяйственные - в 2 раза.
Что еще нам не нравится в отчетности компании? Инвесторам доступна индивидуальная отчетность по ООО «ВУШ». При этом из новостей компании мы узнаем, что ВУШ - это холдинг:
Рис. 6. ООО «ВУШ» в СМИ, источник interfax.ru
Есть ли у ВУШ конкуренты? Конечно! Как же без них! Это сервисы Urent и Яндекс Go.
Какие еще риски могут нас подстерегать?
Ну, во-первых, если мы будем инвестировать в расширение их бизнеса, то тех, кто сбивает прохожих своими электросамокатами, станет гораздо больше! Недавно даже Долецкую сбили - слышали? Риск? Еще какой! Мы же осознанные ESG-инвесторы! Нам не все равно!
А если серьезно, то законодательной базы под кикшеринг как таковой нет. Выработка требований безопасности, организации стоянок и прочих регламентов находится на стадии зарождения. Чем это угрожает компании? Мы нашли пару статей в сети о том, что в прошлом году компания подвергалась обыскам и изъятию электросамокатов в Новосибирске и Петербурге. Здесь опять же - не все так уж понятно. Власти решили озаботиться проблемами пешеходов? Или речь идет о рисках рейдерских наездов и административного давления на высокорентабельный бизнес?
Рис. 7. Кикшеринг в СМИ, источник novo-sibirsk.ru
Рис. 8. Кикшеринг в СМИ, источник fedyarov.com
Сама компания заявила, что работает над проблемой безопасности движения. С начала 2021 года в сервисе появились «медленные зоны» в местах скопления пешеходов— территории, в которых транспорт сервиса системно снижает скорость.
Что еще? Оказывается, кикшеринг во многих городах России - бизнес сезонный. Мы нашли новости о том, что с приходом первых заморозков самокаты Whoosh в Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре станут недоступны для использования.
Рис. 9. Кикшеринг в СМИ, источник oboz.info
Вторая компания из сферы шеринга – Каршеринг Руссия – известна под брендом «Делимобиль»
Каршеринг Руссия – это российская «дочка» Delimobil Holding S.A. (Люксембург). По данным рейтингового агентства АКРА, компания является основным операционным активом холдинга. Ключевой бенефициар - Винченцо Трани.
Мы даже нашли фотку этого знойного итальянца:
Рис. 10. Винченцо Трани, источник wikimedia.org
Бизнес осуществляется в Москве и еще 10 городах России. База пользователей - 7,8 млн чел.
У компании имеется собственный автопарк на 19 тыс автомобилей - взяты в лизинг. Развивает также собственные СТО (станции технического обслуживания).
Что с финансами «Каршеринг Руссия»?
Бизнес находится на стадии активного роста, но все еще убыточен. В 2021 году выручка увеличилась вдвое. Рентабельность при этом высокая – по валовой прибыли - 24,7%, по EBITDA – 18,5%. Высокий уровень долговой – Чистый долг превышает EBITDA более чем в 6 раз.
Результаты КаршерингРуссия в 1-м полугодия 2022 года чем-то напоминают результаты ВУШ. Выручка выросла на 45%, валовая прибыль на 28%. Однако чистый убыток увеличился на 46%. Причина - рост себестоимость продаж и рост финансовых расходов. Но из позитива – улучшился показатель долговой нагрузки. Чистый долг/EBITDA теперь не 6, а 4. Что все равно довольно много.
Бизнес компании тоже носит сезонный характер. Пик продаж приходится на период с апреля по сентябрь, а также на вторую половину декабря.
Конкуренты – BelkaCar, «Ситидрайв» и «Яндекс Драйв».
Санкции и разворот на Восток
До СВО компания использовала импортные авто от производителей из «недружественных» стран, многие из которых ушли с российского рынка. Вероятно, компания переориентируется на китайские бренды. В сети уже можно встретить новости о том, что Делимобиль пополнил свой парк китайскими Chery Tiggo 4.
Сценарии развития «Делимобиля»
- Рост стоимости автомобилей, который наблюдается в последнее время на российском рынке, может сделать услуги каршеринга более привлекательными
- Уход с российского рынка иностранных автопроизводителей может создать проблемы с обслуживанием уже имеющегося автопарка. Переориентация на Восток может занять некоторое время, что замедлит темпы развития бизнеса
- Снижение платежеспособности населения из-за «структурной трансформации» экономики может негативно сказаться на бизнесе компании.
Какие выводы можно сделать об этих двух выпусках облигаций?
- Во-первых, это безумно интересные виды бизнеса.
- Во-вторых, у обоих компаний конкурентом является махина под названием Яндекс.
Поэтому мы бы отнесли эти бумаги к сегменту ВДО - т.е. высокодоходным и высокорискованным. К слову, по таким облигациям хотелось бы видеть бОльшую доходность.
Можно ли покупать ВДО? Да, но на небольшую долю в портфеле.
#облигации #whoosh #делимобиль #корпоративныеоблигации #высокодоходныеоблигации