Найти тему

«Глубинный народ». Иллюзии и реальность.

С легкой руки бывшего замглавы Администрации президента Росси Владислава Суркова, устройство российского общества принято представлять неким гигантским шаром, в тонком поверхностном слое которого суетится что-то политическое, идут какие-то микропроцессы, столкновения микро-интересов, но под всем этим покоится гигантская масса, основная сила нации, хранитель высших смыслов и традиций – «Глубинный народ».

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

И только тот, кто с ним установит ментальную и духовную связь – только тот может управлять процессами, в миллионы раз более мощными, чем все поверхностные волны. В этом феномен личности Цезаря и причина незаменимости его фигуры по воле каких-то шебаршащихся на поверхности шарика бактерий.

Глубинный народ. Насколько он является источником власти и всевластия, насколько он способен к разумным действиям (и действиям вообще), содержит он надежду или опасность?

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Надо сказать, что возникновение Глубинного народа – не исключительно российский феномен. Просто на Западе он называется несколько иначе.

Где-то с 60-х годов прошлого века социологи стали обращать внимание, что с общественным сознанием начинает твориться что-то неладное.

Ну что из себя традиционно представляла народная масса? Некий достаточно мутный, но пронизанный коллективными интересами и политическими смыслами объект, полный потенциальной энергии, колеблющийся между пассивностью и взрывом, в любой момент способный превратиться из «молчаливого большинства» в главное действующее лицо истории.

Огромные силы и энергии тратились на поддержание стабильности этой массы. Власть всегда полагала, чем масса пассивнее, тем легче и безопаснее ею управлять и всегда действовала, исходя из этого представления.

Но в шестидесятые годы возник синергетический эффект воздействий, который перевел массу в иное качество. Можно сказать, что произошло превышение критической массы.

Государственная политика по «нейтрализации» масс наложилась на социальные процессы, вызванные формированием постиндустриального общества, максимально атомизирующего людей, устраняющего их привязку к конкретному виду деятельности, стабильному и большому коллективу, имеющему некий вектор коллективных интересов. Короче, ко всему социальному.

В итоге «вдруг» обнаружилось, что вместо «источника власти» и в общем-то субъекта истории и политики в центре системы образовалось некое гигантское хаотическое скопление, главным свойством которого является не излучение или преобразование социальной энергии, а ее полное поглощение.

Вот как описывает это Бодрийяр:

«Все хаотическое скопление социального вращается вокруг этого пористого объекта, этой одновременно непроницаемой и прозрачной реальности, этого ничто — вокруг масс.
Они образуют «массу» в прямом значении слова, иначе говоря, все электричество социального и политического они поглощают и нейтрализуют безвозвратно. Они не являются ни хорошими проводниками политического, ни хорошими проводниками социального, ни хорошими проводниками смысла вообще. Все их пронизывает, все их намагничивает, но все здесь и рассеивается, не оставляя никаких следов.
Они суть инерция, могущество инерции, власть нейтрального».

Казалось бы – чего еще власти желать? Царствуй, лёжа на боку!

Масса, лишенная слова, которая распростерта перед держателями власти, лишенными смысла. Восхитительный союз тех, кому нечего сказать, и масс, которые не говорят…

Но тут и заключена ловушка цезаризма, ловушка стабильности, опасность призрака глубины.

Итак, присмотримся еще раз к новой ипостаси массы – бывших народных масс:

«Такова масса, соединенные пустотой индивидуальные частицы, обрывки социального и распространяемые средствами информации импульсы: непроницаемая туманность, возрастающая плотность которой поглощает все окрестные потоки энергии и световые пучки, чтобы рухнуть, в конце концов, под собственной тяжестью. Черная дыра, куда проваливается социальное»

И самое главное - Массы уже не инстанция, на которую можно было бы ссылаться, как когда-то на класс или народ. Погруженные в свое молчание, они больше не субъект. И прежде всего не субъект истории.

Заметили что произошло – первые слова всех конституций утратили смыл. Ну,там где про то, что источником власти является народ (ну или глубинный народ как с нашим цезаризмом)

Народ, ссылки на интересы которого были всегда лишь оправданием очередного политического спектакля и которому позволяли участвовать в данном представлении исключительно в качестве статиста, берет реванш — из статиста он становится зрителем.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

«Масса зрителей впитывает всю социальную энергию, и та перестает быть социальной энергией. Масса вбирает в себя все знаки и смысл, и те уже не являются знаками и смыслом. Она поглощает все обращенные к ней призывы, и от них ничего не остается. На все поставленные перед ней вопросы она отвечает совершенно одинаково»

(помните так удививший социологов результат недавнего опроса - совершенно одинаковый «подавляющий» процент поддержки решения власти как о продолжении СВО, так и о её немедленном прекращении?)

На "массу" нельзя опереться. Сегодня власть начинает осознавать, что последствия её стратегии оборачиваются против самой власти: безразличие масс, которое она активно поддерживала, предвещает ее крах. Отсюда наблюдаемая трансформация ее стратегических установок: вместо поощрения пассивности — подталкивание к соучастию, вместо одобрения молчанием — призывы высказываться, вместо слова «государство» или в нашем случае правильнее – «Государь» - упорно тиражируемое «мы», «нас»…

Но время уже ушло. «Масса» стала «критической»

В той или иной мере «масса» является угрозой для социального во всех странах современного постиндустриального общества. Но только в России ее назвали поэтично – «Глубинный народ» и сделали обоснованием цезаризма.

Пустота, положенная в основание...