Начинаем с себя
«А как вообще начать учиться на семейном образовании?» – первый вопрос родителей.
К нам приходят родители, которые принимают парадигму – к образованию нужно подходить осознанно, с пониманием. Они задумываются о том, что сегодня умение учиться важнее самих знаний.
«Soft skills (софт скиллз, мягкие навыки, гибкие навыки) — под этим термином подразумевают широкий спектр умений.
Он включает умение организовывать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям. Об этих навыках всё чаще говорят как о навыках будущего, которые будут востребованы, несмотря на экономические изменения или очередной технический скачок.»
Не сто́ит отделять практические навыки от образования. Навык учиться — ключевой. И именно при семейном образовании вы сталкиваетесь с тем, что необходимо развивать этот навык.
Если вы задаёте вопрос: «Как мне учить ребёнка?» – у вас присутствует серьёзный мировоззренческий пробел. Вы, взрослый человек, который давно окончил школу и имеет, скорее всего, высшее образование, не умеете учиться самостоятельно.
Не можете организовать процесс обучения для ребёнка, значит, не можете организовать его и для себя. В этот момент нужно не испугаться, а принять и признать проблему.
Не умеете учиться сами – сможете ли вы привить навык самообучения детям? Начинать лучше с себя!
Вот пример: если вы сами не читаете дома книги, но при этом заставляете детей, то это лицемерие. То же самое с запретом на гаджеты. Если вы запрещаете пользоваться планшетом ребёнку – тогда и сами уберите смартфон подальше. Или научите ребёнка извлекать из всего пользу. Применяйте цифровые носители во благо, для развития – транслируйте это детям, научите их искать и систематизировать информацию.
Не запрещать, а именно объяснять. В первую очередь научить учиться. Начинать всегда нужно с себя любимого и сказать себе: «Да, я буду над этим работать, потому что это важно моим детям и мне».
- Образование начинается с планирования
Это первый шаг. Вы описываете, какие цели ставите перед собой и результаты, которых хотите достичь. Семейное образование начинается с совместных планов.
Напишите вместе с детьми развёрнутый список: чего каждый хочет и может достичь за четверть, учебный или календарный год, или даже за несколько лет.
Поставьте определённые цели и начните к ним двигаться, не объясняя, почему не можете, а хватаясь за те возможности, которые будут на этом пути. В первый момент, возможно, будет трудно себя организовывать. Не обязательно всё получится сразу.
Главное, не отказываться от плана. Вы станете двигаться постепенно, маленькими шагами. Процесс правильного планирования придёт с опытом. Всегда ставьте новые цели.
А ещё хвалите за каждую, даже самую маленькую попытку и себя, и детей!
У меня может не получиться, но я попробую!
Шаг второй. Пробуйте! Все люди разные. Нет универсального инструмента, который подойдёт всем.
Пример из жизни: у меня был руководитель, который учил английский язык. Учил 4 года. Язык был необходим для работы, и он как ответственный человек решил наверстать то, что не удалось в вузе. Нанял репетитора, закупил литературу и усердно зубрил. Но общаться по-английски не мог.
Видя его психотип рефлексирующего человека, я предложила ему, как профессиональному аналитику, сменить формат: найти иностранца, носителя языка.
Процесс сдвинулся с мёртвой точки! Через пару месяцев он спокойно вёл переговоры с иностранными компаниями.
Или вот другой пример о том, как мы, взрослые, решаем за ребёнка: отец семейства сетует о том, что один из сыновей, будучи из академической интеллигентной семьи, тянется к работам на земле. Ему нравятся виноградники и процесс выращивания винограда. А родители рекомендуют получить высшее образование в другой области. Будет ли это юноша счастлив, став, например, юристом?
Мы часто загоняем своих детей в форматы, которые стереотипно считаем правильными: окончить гимназию, престижный вуз. Мы не обращаем внимание на то, что у ребёнка могут быть свои увлечения и желания. Не даём им возможности попробовать себя в чём-то другом, сделать свои ошибки.
Старайтесь слушать и понимать своих детей, вместе решайтесь на эксперименты! Не бойтесь вызовов! Самое плохое, что может произойти, — у вас может не получиться. Сделает ли это вас или вашего ребёнка несчастным — нет. Вы вместе пытались.
Нарисуйте в воображении самый плохой вариант и посмотрите на его последствия. Возможно, что они не такие ужасные? Избавьте себя и детей от надуманных страхов! Пробуйте, дерзайте!
Автор: Гузель Гурдус
Редактор: Наталья Шишкина
Опубликовано: ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ