Данилевский Николай Яковлевич

Данилевский Николай Яковлевич (28.11.(10.12)1822, с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии – 7(19).11.

Данилевский Николай Яковлевич (28.11.(10.12)1822, с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии – 7(19).11.1885, Тифлис) – русский философ, автор теории культурно-исторических типов – первой разновидности теории локальных цивилизаций, предтеча О. Шпенглера и А. Тойнби.

Н.Я. Данилевский родился в родовом поместье матери – Дарьи Ивановны. Отец Яков Иванович – армейский офицер, командовал гусарским полком, затем в чине генерал-майора командовал бригадой. Его служба была связана с постоянными переездами, и это заставило его в ранние годы отдать сына в пансион. В 1837 Н.Я. Данилевский был зачислен в Царскосельский лицей, где обучался за счет родителей. Друг Н.Я. Данилевского П.П. Семенов (будущий путешественник П.П. Семенов-Тянь-Шаньский) писал, что в классе лицея Н.Я. Данилевский был «самым талантливым и самым разносторонне образованным из лицейских воспитанников» [Семенов-Тянь-Шаньский, 1917, c. 180].

После окончания лицея в декабре 1842 Данилевский решил посвятить себя изучению естественных наук, к которым с ранних лет чувствовал склонность. Используя предоставленное выпускникам лицея право, он записался вольным слушателем на физико-математический факультет Петербургского университета, где проучился четыре года (1843‒1847), избрав главным предметом своих научных занятий ботанику.

Летом Данилевский и Семенов занимались составлением гербариев, а весной 1848 предприняли путешествие из Петербурга в Москву с целью сбора коллекций минералов и растений. Находясь в стесненных обстоятельствах, Данилевский добывал средства к существованию главным образом литературным трудом – он писал «очень дельные» (П.П. Семенов) научные статьи, публиковавшиеся в журнале «Отечественные записки». Это было поводом для знакомства Н.Я. Данилевского с редактором Краевским, а также с В.Г. Белинским и Валерьяном Майковым. Вместе с Семеновым он составил проект исследования черноземного пространства России, который заинтересовал руководство Вольно-экономического общества; авторы были избраны в действительные члены общества, им было поручено осуществить этот проект. Н.Я. Данилевский надеялся при этом «проложить себе дорогу в жизни и доставить себе большие средства к продолжению ученых занятий – принести пользу отечеству и честь себе» [Данилевский, Показание, с. 325‒326].

Однако во время проведения вместе с Семеновым запланированных исследований в Тульской губернии летом 1849 Данилевский был арестован по делу М.В. Буташевича-Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Причиной ареста стало его участие в кружке М.В. Петрашевского, которого он знал еще по лицею, но ближе познакомился с ним в 1844, увлекшись социалистическим учением Ш. Фурье. В кружке Данилевский прочел рефераты «о социализме и в особенности о фурьеризме, которым он чрезвычайно увлекался, и развивал свои идеи с необыкновенно увлекательной логикою» [Семенов-Тянь-Шаньский, 1917, с. 197]. По авторитетному мнению Н.А. Спешнева, Н.Я. Данилевский знал фурьеризм основательнее других в кружке.

Арест и стодневное пребывание в крепости, «одиночество, размышления и чтение произвели в нем поразительный переворот». Данилевский не разлучался с Библией, которую читал с «необыкновенным вниманием». «Вспомнил он чистые верования своих первых дней юности, и все признаки его многолетнего атеизма исчезли. Пылкое увлечение теорией Фурье уступило место спокойному анализу социалистических учений. В том из них, которому он сочувствовал, потому что оно исключало всякие насильственные перевороты, он признал прекрасную, но неосуществимую утопию, однако остался верен своим великодушным стремлениям к улучшению быта народных масс и освобождению их от крепостной зависимости» [Семенов-Тянь-Шаньский, 1917, с. 217‒218].

Летом 1850 Данилевский был направлен в административную ссылку в Вологду, где был зачислен на службу в канцелярию губернатора. Через два года, по ходатайству Перовского, бывшего председателя суда по делу М.В. Петрашевского, Данилевский был переведен в канцелярию самарского губернатора. Летом 1853 как член-сотрудник Русского географического общества, в которое он вступил вместе с Семеновым еще в студенческие годы, он был избран на должность статистика экспедиции, снаряжавшейся Географическим обществом совместно с Министерством государственных имуществ для исследования состояния рыболовства на Волге и в Каспийском море. По окончании экспедиции зимой 1857 Данилевский был зачислен чиновником при департаменте сельского хозяйства Министерства государственных имуществ, а через год назначен на должность младшего инженера. В 1858 он возглавил экспедицию для исследования рыболовства в Белом и Ледовитом морях, продолжавшуюся три года. Во время первой экспедиции он побывал в Персии, на южном берегу Каспийского моря, а во время второй посетил Норвегию, где впервые познакомился с учением Ч. Дарвина.

Данилевский и К.М. Бэр организовали рыбохозяйственную экспедицию, которая работала с 1860 по 1870 на огромном пространстве от Каспийского и Черного морей до Северного Ледовитого океана. Результаты экспедиции были изложены в девяти томах под общим заглавием «Исследования о состоянии рыболовства в России (1860‒1875)».

В 1869‒1871 впервые публикуется главный труд Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому».

В 1870‒1871 Данилевский возглавил экспедицию для исследования рыболовства в северо-западных озерах России. В 1872 он был командирован в Крым как председатель комиссии для составления правил о пользовании проточными водами в Крыму. В 1880 он открыл филлоксеру в Крыму и руководил мероприятиями по борьбе с ней. В 1885, находясь в командировке для «изучения причин уменьшения рыболовства на озере Гохте», Данилевский умер от приступа болезни сердца. Похоронен в имении Мшатка в Крыму, недалеко от Ялты.

«Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». Главное произведение Данилевского, в котором разработано его философско-историческое учение. В нем изложена его теория культурно-исторических типов, оказавшаяся первым вариантом концепции локальных цивилизаций – нового направления в философии истории, ставшего альтернативой историческим теориям прогрессистского и эволюционного типов. Написано в 1865‒1868 и впервые опубликовано при содействии Н.Н. Страхова в виде серии статей в журнале «Заря» (1869. № 1‒6). Отдельным изданием впервые вышло в 1871 в Санкт-Петербурге, где в 1888, 1889 и 1895 вышли еще три издания. В советские годы произведения Данилевского не переиздавались. В 1966 «Россия и Европа…» была переиздана на русском языке в Нью-Йорке с предисловием Ю.Г. Иваска. В 1991 книга переиздана С.А. Вайгачёвым (с послесловием и комментариями) на основе издания 1871 (с сокращениями) с приложением трех статей Н.Н. Страхова, посвященных творчеству Данилевского. В 1995 году А.А. Галактионовым осуществлено академическое переиздание книги с издания 1895 (с предисловием и комментариями).

«Дарвинизм. Критическое исследование». Незавершенный труд, посвященный критическому исследованию учения Ч. Дарвина и изложению философии природы Данилевского. Опубликован Н.Н. Страховым. Познакомившись «с оригинальными сочинениями самого Дарвина и с главнейшими сделанными против него замечаниями» [Данилевский, 1885, т. 1, с. 23], Данилевский оценивает дарвинизм в целом как «предмет, равного которому... нет в области тех вопросов, которыми обуревается в наши дни мыслящая часть человечества», поскольку дарвинизм «устраняет последние следы того, что принято теперь называть мистицизмом, устраняется даже мистицизм законов природы, мистицизм разумности мироздания. А если разумность, то, конечно, и сам разум, как божественный, так и наш человеческий, устраняется, или является одним из частных случаев нелепости, бессмысленности, случайности, которые и остаются истинными, единственными господами мира и природы» [Там же, с. 19]. Привлекая обширный материал из ботаники и зоологии, Данилевский разрабатывал аргументы, опровергающие дарвинизм.

Сборники статей и архив. В 1890 Н.Н. Страхов составил и опубликовал «Сборник политических и экономических статей» Данилевского. Переиздан в 1998 А.В. Ефремовым под названием «Горе победителям» (с предисловием и комментариями).

Объём архивных материалов Н.Я. Данилевского относительно невелик – это автографы его научных статей и письма. Личный архив Н.Я. Данилевского хранится в Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге (фонд № 237, Н.Я. Данилевский). Ряд материалов Н.Я. Данилевского находятся в Вологодском государственном архиве (фонд № 673, Межаковы).

Автор: Бажов С.И.