Найти в Дзене
veraverunchik

Рождение антигероя

Оглавление
Источник фото: Фотопортрет Достоевского Ф.М. работы петербургского фотографа Константина Александровича Шапиро (1879)
Источник фото: Фотопортрет Достоевского Ф.М. работы петербургского фотографа Константина Александровича Шапиро (1879)

Термин «антигерой» в российской культуре, а именно в литературе, был впервые введен Ф. Достоевским в повести «Записки из подполья», которая была издана в 1864 году.

Антигерой Достоевского – «подпольщик», который вводится в произведение через отрывок из мемуаров рассказчика, отставного государственного служащего. Персонаж мечтает о каком-то вымышленном идеале, но при этом задавлен тщеславием. Преодолеть свои пороки и изменить в себе внутренний «отвратительный» мир он не способен. Достоевский указывает на психологические отклонение главного героя произведения через отношение к окружающим, общение, внутреннюю нестабильность, а в частности через получаемые удовольствия от грубости и темную сторону человеческой натуры.

Источник фото: Лабиринт
Источник фото: Лабиринт

Однажды антигерой стал новым витком в развитии мирового кинематографа и в формировании индивидуальных потребностей, идеалов, приоритетов, увлечений и стремлений у зрителя и создателей. Огромный багаж отрицательных качеств, отвратительного поведения, жестокости и различных отклонений от нормы не мешают ему стать ценностным ориентиром для авторов при создании новых идей на безе таких отрицательных персонажей.

Взаимодействующие между собой классические главные герои произведений, а в частности протагонист и антагонист, стали менять свою сущность, трансформировать идеи и ценности. Раньше «протагонист» и «герой» были синонимичными терминами. Зритель ассоциировал протагониста с персонажем, который на протяжении всего кинопроизведения развивает свое героическое начало.

Героическое качество «…определяет и наличие тех качеств, которые отличают их носителя от других... Важнейшим достоинством героя является отвага, умение преодолеть страх. Без этого нет героя как такового. Мужество и бесстрашие, причем не одноразовое, не моментное, а долговременное и постоянное, проявляемое во всех деяниях, мыслях и поступках. Подвиг любого истинного героя, кем бы он ни был — воином или святым, вождем или поэтом, королем или художником, невозможен без этого героического качества».

Протагонист является самым глубоким и самым меняющимся героем по сравнению с его «коллегами» в произведении. Он выполняет задачу быть идеалом для народа, идолом для зрителя, кумиром для фанатов.

Герои начинали свое знакомство со слушателями через устные легенды и эпосы, сюжеты которых позже перенеслись в литературу и кинематограф. Изначально, когда человечество только начинало рассказывать истории легенды, сказки, организовывать уличные театральные представления, то их героями были боги или же полубоги, персонажи мифов и легенд, такие как Ахиллес, Одиссей, Персей, Геракл, Ахилл, Тор, Король Артур и другие.

Источник фото: Антуан Ватто «Пьеро, Арлекин и Скапин»

Источник фото: Антуан Ватто «Пьеро, Арлекин и Скапин»


При этом сакральность бытия, образа жизни и окружения богов люди передавали через знакомый, переживаемый каждый день именно ими опыт, при этом гиперболизированный и завуалированный. Обычный камень рассказчики превращали в Мировую гору, которая тем или иным способом взаимодействует с богами. Сочиняя и рассказывая былины, человечество вкладывало в них персонажа с героическими характеристиками. К подобным персонажам относятся Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Садко, Святогор и другие.

Позднее появились герои из мультфильмов, такие как Айболит, Русалочка, Чебурашка, Золушка, Герда, Супермен и другие, а также появились герои из кинематографа, такие как Настенька из «Морозко», Гарри Поттер, Человек Паук, Железный Человек, Мэри Поппинс, Зена из «Зена – королева воинов» и многие другие. Герои начинали свое знакомство со слушателями через устные легенды, сказки и эпосы, сюжеты которых позже перенеслись в литературу и кинематограф.

Источник фото: Кадр из сериала "Зена — королева воинов"
Источник фото: Кадр из сериала "Зена — королева воинов"

В современном кинематографе и других сферах искусства классическая схема героического повествования подвергается постоянным трансформациям образа протагониста под требования потребителе.

Протагонист по-прежнему — это главный герой истории. Но герой ли? Это тот персонаж, которого необходимо рассматривать с «объемной» точки зрения.

Персонаж, являющийся протагонистом, может быть как хорошим, так и плохим (как героем, так и антигероем). К примеру Джокер из фильма "Темный рыцарь" является истинным антигероем. Получается Бэтмен герой?! Для зрителя, да. Но Бэтмен не принадлежит к рангу классического героя-протагониста. Он больше подходит к герою-антагонисту, а Джокер, в свою очередь, за счет своих качеств и характерных особенностей просто хуже Бэтмена. Тем самым, образ темного рыцаря возвышается в ранг героя и спасителя. Хотя на самом деле является персонажем с большим количеством аспектов, которые присуще именно "плохим парням".

Источник фото: Кадр из фильма "Темный рыцарь" 2008г, Кристофер Нолан
Источник фото: Кадр из фильма "Темный рыцарь" 2008г, Кристофер Нолан

Без Джокера Бэтмен не был бы таким. Главный антагонист, не как обычный злодей воюет со своим протагонистом, а именно продумывает каждое свое действие и пытается превратить силу Бэтмена в его слабость. Кодекс Бэтмена – не убивать людей, поэтому Джокер создает такие прецеденты, которые постепенно рушат теорию и заложенную позицию главного героя. При этом осознавая это персонаж Джокера понимает, что, убив его Бэтмен начнет саморазрушаться, ведь Джокер тоже человек. А именно предрасположенность к саморазрушению, возможность совершения убийства, месть переносит Бэтмена в ранг антигероя-протагониста.

Джокер раскрывает образ протагониста. Глубина его образа заключается не только в победе и разрушении личности Бэтмена, но и в битве за Готэм и демонстрации городу, в котором они проживают, реальной обстановки. Джокер хочет показать Готэму то, во что он превратился, показать кто сделал город таким. Он хочет продемонстрировать окружающим настоящую сущность Бэтмена, чтобы общество поняло, что Бэтмен это не хорошая часть общества, он не герой, как все думают.

Источник фото: Кадр из фильма "Темный рыцарь" 2008г, Кристофер Нолан
Источник фото: Кадр из фильма "Темный рыцарь" 2008г, Кристофер Нолан
«Человек (даже самый лучший) является злом только потому, что он переворачивает моральный порядок своих побуждений и включает их в свои максимы»

Благодаря Джокеру Бэтмен, от части, меняет свое мировоззрение и понимает то, что преступник это не просто злодей, совершивший преступление. Это человек с историей и причиной, по которой он совершил это преступление. А как мы все знаем причины бывают абсолютно разные. Бэтмен учится коммуникации, лидерству и понимает, что взаимопомощь возможна. Джокер своими отвратительными действиями и жестоким поведением стимулирует Бэтмена на достижение положительных результатов и изменения собственной личности.

Но почему образ антигероя, а уж тем более антигероя-протагониста так востребован у зрителя? Ведь даже тот же самый Джокер, являющийся антагонистом смог настолько популяризировать своего персонажа, что стал полноценным персонажем в глазах аудитории и фанатов.

В этом и есть ответ. Именно момент популяризации злодея или антигероя открывает создателям "двери" в новый мир персонажа. Образ "западает" в сердце зрителя и создателям уже необходимо придумывать всевозможные сиквелы, приквелы и так далее, посвященные конкретному антигерою-протагонисту.

Создание персонажа

Однако на создание того или иного персонажа оказывает влияние множество факторов, начиная от желаний, интересов и предпочтений самого создателя, заканчивая стереотипными установками масс. Каждый создатель через персонажей транслирует те ценности и те проблематики о которых хочет поговорить с обществом.

«Героизация определенных фигур дает представление о ценностях молодых людей, о влиянии на их идеалы общественной системы и культурной среды»

Различия между героями-протагонистами и антигероями-протагонистами очевидны. У этих персонажей абсолютный контраст их миров, предпочтений, характеристик.

Что же характеризует героя?

Конечно не все из приведенных ниже качеств должны принадлежать одному персонажу. Но зерно чистого, светлого и искреннего добра всегда прослеживается в истинном герое-протагонисте.

  • патриотизм
  • доброта
  • скромность
  • абсолютный идеал
  • героическое поведение
  • героическая натура
  • социальная полезность для общества
  • святость
  • моральные ориентиры
  • альтруизм
  • познанием духовности
  • бескорыстие
Фотографии, используемые в коллаже: Яндекс картинки
Фотографии, используемые в коллаже: Яндекс картинки

Некоторые герои находятся вне времени, расценивают смерть, как трагедию, они способны на самопожертвование, подвиги, способны ставить себя ниже, чем других.

Что характеризует антигероя?

Антигерою также не должны соответствовать абсолютно все критерии, изложенные ниже. При конструировании образа антигероя создатель выбирает ключевые параметры, с помощью которых воздействует на зрителя.

  • маргинальность
  • эгоизм
  • отвержение от социальных норм
  • отвержение от морально-этических норм
  • манипуляция
  • сверхстремление к власти
  • психические расстройства
  • пороки
  • возвышение собственных предпочтений и интересов
  • цинизм
  • отказ от общественного блага
  • девиантное поведение
  • аморальное поведение
  • хамское поведение
  • фанатизм к кому-либо или чему-либо
  • грубость
  • самовосхваление
  • самоуничтожение
  • ирония
  • черный юмор
  • наличие заболевания или наличие физических и моральных недостатков
  • обладают фетишами
  • эпатажны
  • способны на самоубийство и/или убийство
  • пластичное и прогрессивное мышление
Фотографии, используемые в коллаже: Яндекс картинки
Фотографии, используемые в коллаже: Яндекс картинки

Однако объединяет героя и антигероя именно термин «протагонист», который может наделить героическими качествами два этих совершенно разных типа персонажей.

В современном кинематографе популярно создание картин с антигероями-протагонистами с ментальными особенностями. Это подтверждается множеством литературных произведений, фильмов, экранизаций, вышедших за последние десятилетие и продолжающих выходить. Зритель популяризирует подобный тип героя, что способствует кассовости, перспективам в адаптациях, возможности создания копродукционного проекта и появлению трансмедийного персонажа. Месседж, который несет образ главного героя должен попасть в запрос зрителя, менталитет, стереотипы, время, интересы. Популярность антигероев-протагонистов подтверждает факт того, что сейчас актуальна проблематика, связанная с «героизацией порока».

В.Д. Плахов, в своей работе, посвященной проблеме героизма у героев картин, пишет: «Мы встречаемся с эстетизацией и этизацией патологии в средствах массовой информации (телевидение, кино, бульварные журналы и пр.) — с популяризацией деструктивности, криминала».

Подводя итог данной части, можно сделать вывод, что антигерой был создан и введен в наше сознание изначально, с зарождением какой-либо истории кинематографа. Ведь конфликт зарождает историю. А именно в конфликте кто-то становится героем, а кто-то антигероем (злодеем). Я не говорю об авторском кино, речь идет о массовых картинах и классическом кинематографе.

Получается, что антигерой – персонаж с нарушенными понятиями о человеческих потребностях и морально-этических нормах. Это персонаж, который живет по своим правилам и законам. У него собственный мир, свои нормы, правила игры и свой собственный взгляд на «отвратительное».

Антигерой – «…тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени «доверенным лицом» автора»

Это персонаж, который стремится к деструктивности и всячески перешагивает сформировавшийся уклад среди его окружения. Особенности, присущие данному типу персонажа выражаются в различных ментальных проявлениях, являющимися своеобразными фишками и особенностями. История жизни, привычки, увлечения, оболочка персонажа — это не просто атрибуты, это отдельный «оправданный» для зрителя мир, который превращает обычного злодея в протагониста антигероя. Антигерой не стремится к чему-то светлому, он не хочет возвыситься в глазах окружающих. Его действия не всегда прозрачны, они могут быть даже аморальными, однако ореол интриги и загадочности – неотъемлемая черта антигероя.