Найти тему

От Кёнигсберга до Горького: в каких городах эксплуатируются «трамваи-гармошки»

Оглавление

Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород — что их объединяет? Ответ необычный, но имеет место быть — наличие сочлененных вагонов. Рассмотрим подвижной состав необычного строения, особенности системы и другие моменты.

Знаю, что это не весь список городов, однако, рассмотрим в статье только 4 системы, остальные — в другой статье.

Перед началом статьи рекомендую подписаться на канал, чтобы не пропустить другие статьи на канале. Благодарю за внимание!

Калининград

Сочлененные вагоны города — это особенность трамвайной системы. Проще перечислить трамвайные вагоны, которые не являются сочлененные.

Начнем с новых вагонов — 71-921 «Корсар». Первый опытный образец прибыл в город в преддверии нового 2021 года. Практически через год, в декабря 2021 началась поставка 16 вагонов. Производителем данных вагонов является ПК «Транспортные системы».

Вторым по значимости идут вагоны Tatra KT4SU. Приставка «SU» обозначаются те вагоны, которые были изготовлены для Советского Союза. На данный момент эксплуатируется 13 вагонов.

С 1987 по 1994 год разными партиями в город поступали вагоны. Хотя, СССР не станет в 1991 году, а вагоны с такой приставкой производили и после. Однако, загвоздка в модификациях мало кого волновала, ниже будет как минимум ещё один пример подобного действия или бездействия.

Стоит упомянуть о 5 вагонах Tatra KT4D. Приставка «D» обозначает, что вагоны были собраны для ГДР. Да, эти вагоны в Калининград поступили не новыми, а в состоянии б/у из Восточной Германии, город Котбус в 1999 году.

Стоит упомянуть о уникальном вагоне PESA 121NaK. Построен он был осенью 2011 года, в настоящее время не эксплуатируется.

Tatra KT4SU на конечной станции «Улица Дюнная». Автор фото: Dissident. Источник — transphoto.org
Tatra KT4SU на конечной станции «Улица Дюнная». Автор фото: Dissident. Источник — transphoto.org

Москва

Примерно 80% трамвайных вагонов в Златоглавой — сочлененные. Основной подвижной состав трамвайного хозяйства Москвы — 71-931М «Витязь-М»

Польские трамваи Pesa Fokstrot, а по российскому паспорту 71-414 тоже имеют вес в трамвайной системе города. Конечно, большая часть из-за отсутствие запчастей простаивает и ожидает своего часа.

Стоит упомянуть про один неработающий вагон 71-801 (Alstom Citadis 301 CIS). Подробно о них расписал ниже.

Alstom Citadis 301 CIS на Продольном проезде. Кстати, узнали памятник? Пишите в комментариях о нём. Автор фото: alisa. Источник — transphoto.org
Alstom Citadis 301 CIS на Продольном проезде. Кстати, узнали памятник? Пишите в комментариях о нём. Автор фото: alisa. Источник — transphoto.org

Санкт-Петербург

Рассматривая трамвайную систему северной столицы, в голове мелькнула мысль о создании отдельной статьи на эту тему. Постараюсь уместить в одной, понятно рассказать о сочлененных трамваях в городе и их роли в системе.

Самым массовым сочлененным трамваем города является продукт Петербургского трамвайно-механический завод — ЛВС-86К.

Как и в любой технике, будь то это продукция оборонного комплекса или для гражданского пользования, имеется расшифровка — Ленинградский вагон сочлененный. Почему ленинградский, а не петербургский? Тут внимание на цифры — 86 (как знаем, СССР ещё существовал в 1986 году, соответственно и Санкт-Петербург был Ленинградом).

Перейдём к модели и её роли в сети. Всего насчитывалось около 430 единиц техники, из них около 250 эксплуатируются в наши дни.

Также стоит отметить, что некоторые из ЛВС-86К проходили капитально-восстановительные ремонты с заменой систем управления, тяговых двигателей и прочих технических моментов. Также менялись индексы в модели.

71-147К (ЛВС-97К) — из проекта 86 года перешли к 97-м.

Казалось бы, уже 97-й год, уже Санкт-Петербург, причем Ленинградский? Ответ на этот вопрос я не смог найти, скорее всего плохо искал.

Всего в городе эксплуатируются 13 вагонов данной модели.

Стоит выделить из вагонов местного производителя 71-152 (ЛВС-2005). С 2006 по 2008 год было поставлено 25 вагонов и не один не списан.

За последние годы в транспортных кругах начал проникать термин Транспортные системы. Нет, речь вовсе не про его расшифровку, пояснение и т. д., а про производственный комплект, который специализируется на выпуске трамваев и троллейбусов.

Отчасти, его можно назвать местным производителем, так как на мощностях Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ) собирают трамваи Львёнок и Витязь-М. Последний как раз таки попадает в тему нашей статьи.

71-931М «Витязь-М» в количестве 32 единицы трудятся на маршрутах трамвайного парка № 8 и совмещенного трамвайно-троллейбусного парка.

Весной 2021 года два вагона 71-931АМ «Витязь-Ленинград» поступили на баланс трамвайного парка № 8 для обслуживания маршрута № 60. Отличаются вагоны от обычных «Витязей» внешним видом и другой начинкой.

71-931М на конечной станции «ЛЭМЗ». Автор фото: RoKot. Источник — transphoto.org
71-931М на конечной станции «ЛЭМЗ». Автор фото: RoKot. Источник — transphoto.org

Стоит отметить также вагоны 71-923 «Богатырь» (3 ед.) и 71-923М «Богатырь-М» (20 ед.). При взгляде на них вспоминается фраза «Вагон и маленькая тележка».

Значительную роль в трамвайной сети играют вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода имени Кирова, основные представители которые являются сочлененные.

71-631 — 11 вагонов на два трамвайных парка — № 5 и № 7. Также в нерабочем состоянии находится вагон 71-631-01.

71-631-02 и 71-631-02.02 — трехсекционный вагон с двумя кабинами. Работа для них всегда найдётся. Всего в трамвайных хозяйствах города числятся 16 вагонов 631-02.02, 15 единиц 631-02.

Трамваи линейка дружественной Белоруссии также представлена трехсекционными вагонами. В Санкт-Петербург попали 3 вагона БКМ 84300М, также челночного типа. Эксплуатируются они на трамвайных маршрутах 5-го трамвайного парка.

Европейский трамвай с российским гражданском? Есть и такой. 71-801 или Alstom Citadis 301 CIS — французский вагон, адаптированный под наши реалии. Всего их было выпущено 5, 4 из них — в Санкт-Петербурге.

Также город уникален тем, что там действует частный трамвай. Чижик — знакомое слово? Это не только птица и герой песен, а также трамвайный бренд города :)

Чижик представлен 4 трамвайными маршрутами и 24 беларусско-швейцарскими вагонами Stadler B85600M.

Нижний Новгород

Единственный сочлененный вагон в городе — 71-409. Эксплуатировался в трамвайном депо № 2, ныне стоит в ожидание своей судьбы.

71-409 на улице Красных зорь. Автор фото: Кочешков Александр. Источник — transphoto.org
71-409 на улице Красных зорь. Автор фото: Кочешков Александр. Источник — transphoto.org
Продолжение следует.. Не забудьте подписаться, оценить статью, а также прокомментировать те или иные моменты.
-21

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях:

Telegram–канал: Уфимский транспорт

Сообщество ВКонтакте: Уфимский транспорт

Сообщество в Одноклассниках: Уфимский транспорт

#уфимскийтранспорт #калининград #санктпетербург #москва #нижнийновгород #трамвай #трамвайныепути #общественныйтранспорт #обществоилюди #транспорт