Очень часто заселяясь в каком-нибудь городе в гостиницу, мы не задумываемся и не интересуемся, что это за здание: когда построено, в честь какого события, архитектор, что здесь было раньше, кому принадлежало, если это историческое здание.
А часто небольшие отельчики располагаются в уже готовых особнячках, только отреставрированных и где-то перепланированных, приспособленных под нужды постояльцев. В Стамбуле мы жили в самом центре в настоящем турецком особняке с балконом-фонарём и скрипучими, деревянными винтовыми лестницами. В Париже – в мансарде, где, может, когда-то ютились студенты и художники, а теперь вполне себе комфортные номера.
Бывает, что гостиницы занимают первые этажи обычных жилых домов. Мы в такой жили в Петербурге на Обуховской стороне. А в Калуге останавливались в бывшем общежитии, ставшем гостиницей. Этим летом в Переславле-Залесском жили в милом особнячке, когда-то бывшем купеческим домом.
Бывает, что в гостиницы превращают бывшие промышленные здания, что делалось сплошь и рядом после развала советского производства и различных НИИ, когда множество зданий стало пустовать, сдавалось в аренду или просто продавалось из-за невозможности их содержать. В таких гостиницах мы жили в Рязани и совсем недавно в Туле.
Да много таких примеров вспомнят любители путешествий, когда жили в здании с историей, а не просто в специально построенной гостинице из стекла и бетона, со стандартной планировкой и номерами, оформленными как под копирку.
А вот в Петербурге в последнее время под отели стали использовать старые советские коммуналки. Вернее, квартиры в старых домах, ставших в советское время коммуналками, а в послесоветское время выкупленные и расселённые. Для неленинградцев и непитерцев такие квартиры можно увидеть только в фильмах. А ведь старые петербургские дома-колодцы, где, в основном, и расположены такие апарт-отели – это самая что ни на есть петербургская достопримечательность.
Или ещё одно чисто петербургское слово - «парадное». Конечно, такие парадные подъезды, т.е. куда входили с улицы, были во всех дореволюционных домах. В отличие от чёрного входа, куда заходила прислуга. Такие чёрные лестницы были и в этих доходных петербургских домах. Но само слово «парадное», наверное, осталось только в петербургском лексиконе.
В отель на улице Достоевского мы заходили как раз через такое парадное. Возможно, раньше он выглядел более «парадно», но и сейчас видны «остатки роскоши» в виде каких-то завитушек на потолке и ажурных перил лестницы.
А в некоторых таких многоквартирных доходных домах подъезды называются даже не парадными, а «лестницами». В доме по улице Марата, где мы жили в апарт-отеле, наш подъезд был «лестницей №7». Наверх можно было подъехать на крохотном лифте, куда помещается только один человек с небольшим чемоданчиком.
Или вот ещё одна питерская достопримечательность - сквозные дворы, когда заходишь во двор с одной улицы, а выйти можешь уже на другую улицу. И нужно держать в голове, во двор какого номера дома надо зайти с этой улицы, а с другой улицы, соответственно, будет дом с другим номером.
Действия многих классических произведений разворачиваются именно в таких домах-колодцах. Взять хоть произведения Достоевского, герои которых живут и страдают именно в них: безликих, холодных, с тёмными чёрными лестницами – приют мелких чиновников, бедных студентов, ремесленного люда.
Насколько удобно жить в таком доме? Нам показалось, что всё же не очень. Небольшие окна-ниши пропускают мало солнца, особенно те, что выходят во двор на нижних этажах.
Внутренний двор кажется неуютным, гулкое эхо отражает любой чих со двора. И тем не менее, много петербуржцев живут здесь. Может, квартиры достались от предков, или удобное центральное расположение, нравятся высокие потолки и большие комнаты. А, может, просто притягивает историческая аура. Кто знает …
Конечно, такие помещения приспосабливаются к современным нуждам, ставятся пластиковые окна, кондиционеры. Хорошо, что владельцы гостиниц стараются сохранить атмосферу исторического места. Например, сеть гостиниц «Sokroma», у которых есть и апарт-отели, переделанные из старых квартир, в некоторых своих апартах сделали номера, посвящённые каким-нибудь историческим личностям. Соответственно, и декор номеров под стать этим героям, так или иначе связанным с Петербургом. Мы, например, жили в номере «Матильда Кшесинская», оформленном в светлых тонах с гипсовой или алебастровой лепниной и её фотопортретом на стене.
Конечно, такие доходные дома строились для небогатого люда. И их не сравнить с доходными домами для более состоятельной публики, коих в Петербурге тоже немало, но всё же поближе к центру, Невскому, в районе каналов и речек. Помнится, катаясь на кораблике, мы проплывали мимо такого дома, в котором когда-то жил мэр Анатолий Собчак – известный политический деятель ельцинского времени. Его дочь Ксения вспоминала, что к предложению отца переехать в такой дом из комфортного современного дома сначала отнеслась отрицательно. И только аргумент, что в этом же доме живёт известный актёр Михаил Боярский перевесил скептицизм, что в старом дореволюционном доме можно устроиться с тем же комфортом. Именно при Собчаке такие дома стали приводить в порядок, устраивать лифты, ставить домофоны, восстанавливать былую роскошь отделки парадных, лестниц и вестибюлей. Жить в старых домах становилось престижно.
Интересно было бы пожить, хоть на время, в таком доме с ажурными лестницами, витражными окнами, мозаичными полами: в квартире, или апарт-отеле. Почувствовать дух эпохи, а себя – жителем прошлого времени, столетней, а, может даже двухсотлетней давности.
А вы жили во время путешествий в интересных зданиях, отелях? Поделитесь своими впечатлениями.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем благодарны за подписку на наш канал, можно и взаимную. Открываем вместе интересное, новое, полезное!