Конец 1950-х годов - лебединая песня классического Голливуда. Американский кинематограф, поделенный между несколькими богатыми киностудиями, в это время находится на распутье. Массовый зритель все больше склоняется не к походу в кино, а к тому, чтобы провести вечер перед телевизором. Доходы от кассовых сборов падают, а продюсеры предлагают кинозвездам баснословные гонорары, пытаясь любым способом привлечь людей в кинотеатры.
Головокружительные трактовки
По схожему пути работает в это время и Альфред Хичкок. В его обойме всегда находились три-четыре звезды. Вот и в фильме «Головокружение» в главной роли снялся знаменитый Джеймс Стюарт. Впрочем, даже наличие раскрученного актера не гарантировала фильму успех.
Про «Головокружение» написаны тонны статей и киноведческих анализов. Даже на религиозные темы, что не особо характерно для творчества Хичкока. Так, согласно одному исследованию, главный герой фильма — отставной полицейский Джон Фергюсон, страдающий боязнью высоты — впадает в одну из страшнейших ересей: он начинает уподоблять себя Богу и пытается переделать женщину на собственный лад, за что и получает в итоге заслуженное наказание. Это лишь один из примеров того, сколько споров и обсуждений вызвал один из самых величайших триллеров Хичкока.
В фильме есть и социальный подтекст. Фергюсон — олицетворение успешного представителя американского среднего класса. Герой ушел в отставку и наслаждается свободной жизнью. Беда в том, что он не особо понимает, чем ему теперь заниматься. Проблема решается просто — Фергюсон встречает роковую блондинку, которая полностью перевернет его идиллическое существование.
По ходу фильма выясняется, что аристократическая, утонченная блондинка (Ким Новак в роли Мадлен) в реальности является не той, за которую себя выдает. Это довольно вульгарная особа, работающая продавцом, и стремящаяся пробиться наверх по социальной лестнице. В Фергюсоне она видит мужчину, который может ей в этом помочь. Беда в том, что героиня успела наломать слишком много дров. В стремлении к обеспеченной жизни женщина переступила границы, и Фергюсон из героя-любовника постепенно превращается в одержимого, пытающегося вывести Мадлен на чистую воду.
Вся проблема в мужских комплексах?
В «Головокружении» Хичкок продолжает раскрывать образ мужчины, страдающего от психического расстройства, которое незаметно окружающим. Так, в «Окне во двор» главный герой фильма подвержен ненормальному стремлению незаметно наблюдать из окна своей квартиры за жизнью постороннего человека, а в «Психо» молодой человек страдает от комплекса, связанного с отношениями с матерью. Фергюсон в «Головокружении» не только боится высоты, но и подвержен маниакальному желанию возвратить в образе главной героини ту женщину, которую он когда-то любил, но потерял.
Хичкока всегда привлекали истории подобного типа. Сценарий фильма основан на романе французских писателей Пьера Луи Буало и Тома Нарсежака «Из царства мертвых». Хичкок выкупил права на экранизацию, но несколько переделал сюжет, согласно своему видению киноязыка. Стоит заметить, что фильм провалился в прокате, а Хичкок свалил всю вину на актеров. Пожилой Фергюсон, по мнению режиссера, слабо подходил на роль детектива-любовника, а с Ким Новак у Хичкока и вовсе не заладились отношения на съемочной площадке.
«Мисс Новак явилась на площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу», - рассказывал Хичкок в своих интервью. По его словам, он потратил кучу денег, чтобы выработать образ таинственной незнакомки, которая дискомфортно чувствует себя в реальной жизни. Под актрису были подобраны такие костюмы и платья, которые были призваны подчеркнуть скованность героини, но Новак постоянно влезала в съемочный процесс со своими советами.
Нелегкий выбор Хичкока
Первоначально среди критиков «Головокружение» считалось проходной картиной в фильмографии Хичкока. Но спустя несколько лет о фильме заговорили, его начали обсуждать, находить скрытые смыслы и контексты. Дошло до того, что в одном из опросов известного периодического издания «Головокружение» заняло первое место в рейтинге лучших картин в истории кино, опередив «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса.
В фильме использован типичный для творчества Хичкова прием. Режиссер долго раздумывал — сообщать ли зрителю историю героини в середине развития сюжета или оттянуть развязку до финала. Что выбрать - «саспенс» или «сюрприз»? В итоге Хичкок принял, как тогда казалось, непопулярное решение. Зритель узнает всю подноготную Мадлен до того, как это сделает Фергюсон. Время показало, что ход Хичкока оправдал себя. Во время просмотра мы знаем, кем является на самом деле главная героиня и тем напряженней наблюдать за мотивацией и поступками бывшего детектива.
Что посмотреть еще:
- «Психо», 1960, Альфред Хичкок
- «Окно во двор», 1954, Альфред Хичкок
- «Основной инстинкт», 1992, Пол Верховен
- «Лучшее предложение», 2012, Джузеппе Торнаторе
- «На север через северо-запад», 1959, Альфред Хичкок
- «Ребекка», 1940, Альфред Хичкок
- «Дьяволицы», 1954, Анри-Жорж Клузо
- «Марни», 1964, Альфред Хичкок
- «Китайский квартал», 1974, Роман Полански
- «Завороженный», 1945, Альфред Хичкок
- «Подставное тело», 1984, Брайан Де Пальма
- «Лора», 1944, Отто Преминджер
- «Ниагара», 1952, Генри Хэтэуэй
#кино #голливуд #хичкок