В восьмидесятых годах, мне выпало побывать в Италии в рамках командировки. Нас было двое: Александр, специалист по контрольно-измерительным приборам, и я – по автоматизации. Александру было лет сорок пять, а мне не было еще и тридцати. В наши обязанности входила проверка оборудования, готового к отгрузке в Советский Союз. Александр, как более опытный, и к тому же партийный, был назначен Старшим группы.
После оформления документов в ПРОММАШИМПОРТЕ, получения инструкций в ЦК Партии - «На провокации не поддаваться!», а в МИДе письменного обязательства «высоко нести за рубежом звание Советского человека и вернуться на Родину», мы вылетели в Милан.
Офис компании, куда мы прибыли, находился в небольшом и очень красивом городке. Нас разместили в уютном отеле, и на следующий день мы приступили к работе.
В конце недели, компания организовала совместный ужин в одном из ресторанов. Со стороны итальянцев было два специалиста и переводчик. Принесли меню. Все сделали заказ.
- Друзья, – обратился к нам переводчик, - посмотрите, какие разнообразные блюда предлагает здешнее меню: тут и Лазанья, и паста Карбонара, и Стромболи, и салат Капрезе, креветки, омары…, а Вы третий день заказываете только жаренную картошку с мясом!
- Вы знаете, это блюдо итальянской кухни просто замечательное! – ответил Старший, - настоящий деликатес! А омаров мы и дома закажем.
В ожидании блюд разговор не клеился.
- Расскажите, как Вы живете в Союзе? У нас очень мало информации, - прервал молчание переводчик.
- А чего рассказывать? – Старший пожал плечами, - Все примерно так же, как у Вас.
- Ну нет! – вступил в разговор один из итальянцев, - у Вас много есть того, чего нет у нас. Например, скорый поезд «Красная Стрела», Москва – Ленинград.
- Ну да, есть такой, - Старший утвердительно кивнул.
- А вот в Италии таких поездов нет! Хотя, сейчас строят скоростную дорогу Ницца – Неаполь. Там тоже, лет через пять, будут поезда летать со скоростью триста километров в час. Как у Вас!
Старший под столом наступил на мою ногу.
А еще, - включился в разговор другой итальянец, - мы слышали, что у Вас почти все поезда - это поезда дальнего следования. Это просто фантастика! У нас только один такой поезд Флоренция – Вена – Копенгаген. Там тоже в каждом купе душ и туалет. Как у Вас!
- А что Вы хотите, большая страна! – с гордостью произнес Старший.
За столиком неподалеку сидел посетитель. Вскоре к нему подошел официант, неся на серебряном подносе три живые, только что выловленные форели. Посетитель деревянной лопаткой провел по ребрышкам каждой и, видимо «забраковал». Официант ушел ловить других.
- О! Это настоящий гурман! – ответил переводчик на наш вопрос, - истинный знаток форели.
Я смотрел на этого «знатока форели» и вспоминал, как еще дней десять назад, я был в командировке в одном областном центре, где в магазине «Океан» не было даже кильки в томате, а у другого продмага, на мой вопрос к длинной, холодной, ноябрьской очереди, - за чем стоят? - я услышал ответ. - За мукой.
Прошла еще неделя, наша командировка закончилась, и мы вернулись домой, как и обещали в МИДе, не уронив звания Советского человека.