Приветствую вас, мои уважаемые читатели! Предлагаю вам сегодня продолжить тему отечественных фильмов девяностых годов прошлого века, - времени для нашего кинематографа странного и переломного. Цензуры уже нет, снимай, что хочешь, выплёскивай наболевшее, обнажай накипевшее! (Обнажали, правда, в фильмах этого периода несколько иное, но это уже совсем-совсем другая история.) Новые имена, новые темы, новые возможности. С другой стороны - добротная советская школа еще не растрачена и не забыта -ну, сейчас пойдут шедевры! Вот еще чуть-чуть... И еще чуть-чуть... Ну же! А, вот.
От мэтров кинематографа ждали многого. Ведь сами они не раз говорили, что, не будь злокозненной цензуры, снятый фильм получился бы еще лучше. "Куда ж лучше-то???" - думали мы и сладко замирали в предвкушении. Поэтому, когда всенародно обожаемый режиссёр Эльдар Рязанов сообщил, что снимает новый фильм, восторгу не было предела. Ну и что, что предыдущая его картина, "Дорогая Елена Сергеевна", не вызвала у зрителей особой радости. Неудачи бывают у всех. Ну и, может, это зритель еще не дорос. Не дозрел, так сказать, до современного искусства.
Фильм "Небеса обетованные" вышел на экраны в 1991 году, снят он был в кратчайшие сроки, всего за несколько месяцев. За первые два года картине удалось собрать внушительную коллекцию призов и наград, в том числе - Гран-при «За лучший фантастический фильм» Международного кинофестиваля в Мадриде. Зрители охотно смотрели... и не рвались пересматривать, хоть и оценивали тогда фильм довольно высоко. Впрочем, картина Эльдара Рязанова собрала актеров такого уровня мастерства и народного обожания, что оценивать ее низко - нереально. Валентин Гафт, Ольга Волкова, Леонид Броневой, Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили... Даже во второстепенных ролях здесь заняты звезды первой величины - Светлана Немоляева, Наталья Гундарева, Михаил Филиппов, Роман Карцев, Вячеслав Невинный - всех перечислить никакого Дзена не хватит!
И только подлинные знатоки кино смогли заметить, что фильм Рязанова в значительной степени копирует известную ленту итальянского режиссера Витторио де Сика "Чудо в Милане", снятую им еще в 1951 году.
Впрочем, тема "лишних людей" традиционна как для русской литературы, так и для русского искусства в целом - здесь "Небеса обетованные" не стали откровением. Тем не менее, фильм оставлял несколько неприятное послевкусие. Создавалось впечатление с одной стороны - работы по заказу, а с другой - упоенного копания в нечистотах. Впрочем, для того времени это было совершенно нормально. И даже не скажешь, что от Рязанова этого не ожидали - после "Дорогой Елены Сергеевны" - вполне.
Фильм и сейчас кто-то любит, кто-то - несколько брезгливо морщится, поминаю конъюнктуру. Но вот что интересно - "Ирония судьбы", "Карнавальная ночь" или "Гусарская баллада" разошлись на цитаты, эти фильмы и сегодня цитируют люди самых разных поколений. А вот "Небеса обетованные" - нет. Совсем нет.
Почему бы это?