1,5K подписчиков

Насколько русский "Я русский"?

20K прочитали
Ярослав Дронов (SHAMAN)
Ярослав Дронов (SHAMAN)

Не дожидаясь субботы, по которым я обычно разбираю песни, обращу внимание на достаточно известную сейчас песню – «Я русский» (автор текста и музыки Ярослав Дронов, более известный как SHAMAN).

В Интернете сообщается, что эта песня возникла у автора на фоне спецоперации по защите Донбасса.

Каким предстаёт русский человек в песне «Я русский»? В качестве источника разбора взята страница https://gidmp3.ru/20856-shaman-ja-russkij.html

Приведу начало текста:

Я русский

Я вдыхаю этот воздух
Солнце в небе смотрит на меня
Над мною летает вольный ветер
Он такой же как и я

И хочется просто
Любить и дышать
И мне другого не нужно
Такой какой есть
И меня не сломать
И все, потому что

Я русский
Я иду до конца
Я русский
Моя кровь от отца

Я русский
И мне повезло
Я русский
Всему миру на зло

В небо улетает эта песня
И зовет меня с собой
А во мне пылает мое сердце
Освещая путь домой

Ну, во-первый, русский – по тексту песни – обязательно неграмотный, никаких знаков препинания не использующий. Не образованный. Никаких академиев не кончавший. Хотя расстановка знаков препинания – прерогатива средней школы. Значит, плохо в ней учившийся.

Во-вторых – и это зрительная самопрезентация певца – человек с крестом на груди и дредами на голове.

SHAMAN
SHAMAN

Все русские ходют с крестами на груди? – Вспомните хрестоматийно известное письмо В.Г.Белинского Н.В.Гоголю! Все русские ходят с дредами на голове? Оглянитесь вокруг себя!

В общем, новатор по отношению к русским традициям внешнего вида!

В-третьих – вольный человек. Не свободный, а именно вольный:

Над мною летает вольный ветер
Он такой же как и я

«Свободный» – это признак, связанный с бытием человека в социуме, «вольный» – с пребыванием в природе (см.: Н.Д.Арутюнова, 2003, с. 83). «Вольный» – это человек, живущий вне социума, обладающий полной свободой выбора: ‘веду себя как хочу’. В песне об этом так и говорится:

Над мною летает вольный ветер
Он такой же как и я

«Русский» по этой песне, таким образом, – человек, живущий «по природе», асоциальный, никаких социальных ограничений не признающий. И это своё качество – асоциальность – лирический герой унаследовал от отца (папа у него такой):

Я русский
Моя кровь от отца

Более того, в четвёртых: лирический герой – в качестве «русского» – противопоставляет себя всему миру и делает это «всему миру на зло»:

Я русский
И мне повезло
Я русский
Всему миру на зло

А.С.Пушкин
А.С.Пушкин

Это вам не универсальность духа Пушкина, который обладал сверхъестественной способностью проникаться духом иноязычных литератур: «Наиболее изумительной чертой Пушкина, определившей характер века, был его универсализм, его всемирная отзывчивость» (Н.А.Бердяев). Пушкин обозначил безмерность и всемирность русской души.

А здесь?

Молодой человек красиво поёт:

Я русский
И мне повезло
Я русский
Всему миру на зло

Здесь звучит этакая «богоизбранность» «я русского». Типа ‘я всему миру готов упёртым образом противостоять’ («Я русский Я иду до конца»), причём делать это всему миру «на зло». Как тут не вспомнить кредо «назло кондуктору возьму билет и пойду пешком»? Но такое кредо – символ глупости! Такой вот вольный человек!..

Но если ты готов всему на свете противостоять и идти в этом отрицании окружающего мира до конца, то – по закону равновесия – превратишься в ничто. Насколько разумна предлагаемая в песне модель поведения? Уж не магический ли зов могилы перед нами?

Отметим и ещё одну деталь. В строке «Всему миру на зло» предложное сочетание существительного зло пишется раздельно: «на зло», хотя напрашивается «назло».

Конечно, такое написание можно списать на неосознаваемую неграмотность автора, т.е. на первую характеристику «я русского». А что? Сейчас все пишут неграмотно! А если это не неграмотность? Такое допущение возможно, поскольку ещё Л.С.Выготский отмечал бóльшую осознанность письменной речи перед устной.

Смысловая разница колоссальна! Лирический герой идёт по своему пути и не смущается при этом, что на своём пути творит окружающему миру зло. Переводя разговор на уровень политики – эдакий демон, размахивающий ядерным мечом!

Если такую постановку вопроса считать патриотической, то при таком патриотизме от России ничего не останется! От неё не останется и мокрого места, поскольку ядерные мечи имеются и у других стран. К тому же более богатых, нежели Россия, и тратящих денег на вооружения больше, чем она. Вы жаждете прятаться в бомбоубежищах?

Так каким же предстаёт русский человек в песне «Я русский»?

Русский человек в этой песне предстаёт в качестве человека неграмотного, своевольного, с крестом на груди и дредами на голове. В качестве «богоизбранного», недалёкого ума человека, противопоставляющего себя всему миру и готового причинять ему зло, причём упёртого в своей глупости.

Именно такими – глуповато-упёртыми – хотели бы видеть русских людей многие их враги. И песня раскручивается вовсе не случайно.

Таковы ли на самом деле русские люди? Они по-прежнему ничего не понимают в себе и вокруг? Вы согласны с их музыкальным портретом?

В чём моя положительная программа? – Умнеть! Развиваться! Увидеть мир таким, каким он есть. И прежде всего познать самого себя… Как говорил Сократ – «Познай себя, и ты познаешь весь мир».

Не дожидаясь субботы, по которым я обычно разбираю песни, обращу внимание на достаточно известную сейчас песню – «Я русский» (автор текста и музыки Ярослав Дронов, более известный как SHAMAN).-4

* Моя позиция в конкретном вопросе продиктована схемой «Психология жизненных сценариев», позволяющей понимать, что чем обычно заканчивается. В основаниях этой схемы – субстратная методология А.А.Гагаева. Об этой методологии писал неоднократно (www.puzyrev-a-v.ru).