Как и обещал в одной из предыдущих статей поговорим о Карене Шахназарове. 8 июля режиссёру исполнилось 70 лет.
К юбилею телеканалы показали почти все его фильмы. Я посмотрел 4 его фильма, до которых раньше мои глаза не доходили: «Мы из джаза» (1983), «Курьер» (1986), «Цареубийца» (1991) и «Всадник по имени Смерть» (2004), выделив из них 2 последних, так как они имеют под собой историческую основу, а в «Джазе» и «Курьере» особого смысла я не увидел, в целом фильмы ни о чём, может быть, в 80-тых они и имели значение, но сейчас уже нет. Другое дело с двумя другими фильмами (простите за тавтологию)
Фильм в жанре мистическо-исторической драмы. В 1991 г. новый глав-врач психиатрической больницы (Олег Янковский) сталкивается с необычным, даже для него, видом шизофрении одного из своих пациентов: некто по фамилии Тимофеев, бывший зек (Малкольм Макдауэлл) страдает раздвоением личности, временами думая, что он убийца императоров Александра II и Николая II. Чаще всего Тимофееву кажется, что он Яков Юровский – один из организаторов, руководитель и непосредственный участник расстрела царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Тимофеев рассказывает глав-врачу такие подробности обстоятельств расстрела и биографии самого Юровского, которые он просто не может знать.
Глав-врач по фамилии Смирнов начинает активно заниматься необычным пациентом. Он планирует в процессе бесед провести с Тимофеевым нечто вроде шоковой терапии: начать с ним общаться от имени Николая II, а потом показать ему, что он — просто его врач, и, таким образом, убедить Тимофеева, что и он не является тем, кем себя воображает. Предыдущий глав-врач больницы (Армен Джигарханян) пытается отговорить Смирнова, замечая, что «в сознании человека существуют такие вещи, которых лучше никому никогда не касаться», но новый врач приступает к осуществлению своего замысла, который приводит совсем не к тем результатам, каких ожидал врач.
В фильме в мельчайших исторических подробностях, о которых мало где напишут, показаны последние дни жизни царской семьи, сам процесс расстрела и то, что происходило с телами после этого. Всё показанное не выдумка, а реальные факты, основанные на документах, показаниях самого Юровского и других участников расстрела, на дневниках и записях императора и императрицы. Эти документы и аудио-записи показаний участников убийства долгое время были засекречены.
Этим и ценен фильм, что показывает мало известные широкому кругу людей подробности, о которых даже не всякий историк рискнёт упоминать.
И непосредственно сам расстрел:
Напомню, всего в ту ночь было расстреляно 7 членов семьи и 4 слуг:
Император Николай II (50 лет на момент убийства);
Жена Николая императрица Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатри́са Ге́ссен-Дармшта́дтская, внучка королевы Великобритании Виктории; 46 лет на момент смерти);
Ольга, первая дочь Николая II и Александры (22 года на момент убийства);
Татьяна, вторая дочь Николая II и Александры (21 год на момент убийства);
Мария, третья дочь Николая II и Александры (19 лет на момент убийства);
Анастасия, четвёртая дочь Николая II и Александры (17 лет на момент убийства);
Алексей, единственный сын Николая II и Александры (13 лет на момент убийства);
Евгений Боткин, медик царской семьи (53 года на момент убийства);
Иван Харитонов, повар царской семьи (48 лет на момент убийства);
Алексей Трупп, лакей царской семьи (61 год на момент убийства);
Анна Демидова, горничная царской семьи (40 лет на момент убийства);
Помимо этих 11 человек, в других городах России были убиты ещё несколько членов царской семьи. Первым из Романовых погиб великий князь Михаил Александрович, младший брат Николая II, генерал-лейтенант, участник Первой Мировой войны, командир Кавказской конной «дикой» дивизии. Он и его личный секретарь были убиты в Перми, куда они были высланы из Петрограда после их ареста в марте 1918 г. Считается, что в ночь с 12 на 13 июня 1918 г. в гостиницу, где было разрешено поселиться арестованным, явились несколько вооружённых людей, (предположительно, сотрудники местного ЧК), которые вывезли Михаила Александровича и его секретаря в лес и застрелили. При этом, убийство было представлено как похищение Михаила Александровича его сторонниками или тайный побег, что было использовано властями в качестве предлога для ужесточения режима содержания всех сосланных Романовых Останки убитых до сих пор не обнаружены. Именно Михаил должен был стать новым царём после отречения Николая II в марте 1917 г, но он тоже отрёкся. На момент убийства ему было 39 лет.
На следующий день после убийства царской семьи в Екатеринбурге, в 140 км. от города, в ночь на 18 июля были убиты ещё 8 человек: 6 членов императорского дома, в том числе старшая сестра императрицы Александры Фёдоровны – Елизавета, и двое слуг.
О Елизавете Фёдоровне редко вспоминают, но её биография достойна отдельного внимания. Но я не стану на ней останавливаться, чтобы не утомлять читателей, по ссылке сами можете прочитать.
Также в январе 1919 г. в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде) в Петропавловской крепости были расстреляны ещё 4 Великих князей.
Как-то раз у меня был спор с одним моим знакомым по поводу того, почему после распада Советского Союза расстрелянные члены императорской семьи и приближённые к ним люди были канонизированы православной церковью. Знакомый считал, что это несправедливо, что канонизировать их было не за что, а у меня тогда не было четкого ответа на этот вопрос. Но посмотрев фильм «Цареубийца», а потом ещё посмотрев документальные фильмы об этих событиях и почитав документы, которые сейчас доступны всем желающим в электронном виде, я понял. Убитые члены царской семьи были канонизированы не потому, что они были такие добрые хорошие люди (они были такие же, как все со своими достоинствами и недостатками), а потому, что они были жестоко убиты, как мученики, а то, что сделали с телами после смерти, врагу не пожелаешь. Проводить здесь подробности я не могу, иначе статью заблокируют за шок-контент.
Всего на начало 1917 г. Императорский дом насчитывал 65 членов (а по факту гораздо больше, из-за множества браков). Большинству из них удалось спастись за границей, кроме мной названных.
Перейду к другому фильму Карена Шахназарова, отсылающего зрителей на несколько лет назад до событий 1918 года.
Фильм снят по книгам «Конь бледный» и «Воспоминания террориста» Бориса Савинкова, одного из руководителей боевого крыла партии эсеров-социалистов. В книге и в фильме повествуется о попытке убийства генерал-губернатора Москвы (аналог современного мэра) великого князя Сергея Александровича, мужа Елизаветы Фёдоровны, пятого сына императора Александра II, тоже убитого террористами в марте 1881 г. В реальности князь Сергей Александрович действительно был убит эсерами. Но Савинков прописав, как прототипа главного героя книги себя позволяет убить князя лично себе, в то время, как на самом деле убийство 4 февраля 1905 г. (по старому стилю) осуществил молодой боевик партии Иван Каляев, примерно таким способом, какой показан в фильме.
Сергей Александрович вступил в должность генерал-губернатора Москвы в 1892 г.
одновременно с мая 1896 года — командующий войсками Московского военного округа; 1 января 1905 покинул пост Московского генерал-губернатора, но остался во главе войск округа. 4 февраля около 15:00 террорист-эссер Каляев бросил в карету бомбу. Сергей Александрович погиб сразу, смертельно ранило кучера, карету разнесло.
За два дня до того, 2 февраля, Каляев отказался бросать бомбу в карету, увидев, что рядом с Великим князем сидят его жена и малолетние племянники. Этот эпизод также показан в фильме. Сергею Александровичу было 47 лет на момент убийства.
Вообще, как известно, до революций 1917 г. в конце XIX-начале XX в. по России прокатилась целая серия убийств государственных чиновников разного уровня. Савинков как писатель, противоречит себе самому, как террористу, в своих произведениях осуждая идеологию радикальных революционеров, из-за чего он, в последствии поссорился со своими соратниками по партии и был из неё исключен. Но при этом Савинков так и остался до конца жизни убеждённым патологическим революционером. Он хотел убить Николая II, а потом Ленина.
Вся биография Савинкова достойна внимания. В фильме Шахназарова Андрей Панин сыграл не самого Савинкова, а героя его книги, прототипом был сам Савинков. Как я уже сказал, литературные персонажи Савинкова противоречат настоящему Савинкову.
На мой взгляд, в этом фильме Панин, в отличии от других своих ролей, не выразительный, «холодный», но возможно именно так сыграть его просил режиссёр.
Савинков стал заместителем руководителя Боевой организации Евно Азефа, который был и тайным агентом охранного отделения департамента полиции (в фильме его играет Дмитрий Дюжев), а после разоблачения Азефа в 1908 г. Савинков возглавил боевую организацию. Но ничего толкового, с точки зрения боевиков-революционеров, ячейка под руководством Савинкова не добилась и в 1911 г. была распущена.
Подробнее биографию Савинкова можете прочитать в отдельной статье:
Всех подробностей из биографии Савинова, в фильме, конечно, нет, там концентрация внимания только на убийстве Сергея Александровича. Остальные вехи биографии Савинкова рассказываются в других фильмах про него и на основе его книг, снятые ещё в Советское время.
Вообще, в 2004 г. фильм «Всадник по имени смерть» по достоинству не оценили ни зрители, ни критики. Наверное, в то время, как написал один критик, ешё было слишком рано снимать фильм на эту тему, а потом уже слишком поздно. Зрители, смотря на название, ожидали увидеть боевик, а не душевные страдания героя Андрея Панина с рассуждениями о революции, о том хорошо это или плохо. Выводы делаете сами. Карен Шахназаров попытался дать ответы на эти вопросы.
Другие статьи по теме КИНО и ИСТОРИЯ:
«Афера в Майами» или противостояние США и Кубы;
Фильм Квентина Тарантино «ОДНАЖДЫ в ГОЛЛИВУДЕ…» и реальная история, положенная в его основу;
Чтобы посмотреть все статьи канала заходите сюда:
Спасибо за внимание.