Пабло Сендер, доктор биологических наук, стал членом Теософского общества (ТО) в своей родной Аргентине в 1996 году. Он жил и работал в международной штаб-квартире ТО в Адьяре, Индия, и в Национальном центре ТО в Америке. В настоящее время он работает в Кротонском Институте теософии в Огайо, штат Калифорния, где работает в теософском образовании. Будучи международным спикером, он представляет программы и ретриты в Индии, Европе, Океании и трех Америках. Он написал книги на испанском и английском языках. Его последняя книга - "Эволюция Высшего Сознания".
«Первая Станца как руководство для медитации».
Приветствую вас, друзья!
Сегодня мы рассмотрим первую Станцу первого тома "Тайной доктрины", но не традиционным способом. Мы рассмотрим, как эта Станца может стать руководством для медитации. Информация, которую я собираюсь представить, является частью новой книги, которая почти закончена: "В приближении к Тайной Доктрине, введение в Космогенезис", которая будет доступна в начале следующего года, поэтому, прежде чем мы начнем, нам нужно изучить некоторые основные концепции, которые дадут нам ключ к тому, как использовать первую Станцу таким образом, в качестве приложения к медитации.
Первая концепция - это идея о том, что люди являются отражением вселенной, как сказала Блаватская: «Человек в целом содержит каждый элемент, который находится во Вселенной, поскольку в макрокосме нет ничего, чего не было бы в микрокосме. Основная идея здесь заключается в том, что мы являемся отражением космоса: каждый элемент, который есть в космосе, каждая сила, каждое состояние сознания находит отражение в человеческих существах. Другой важной концепцией является идея о том, что, читая "Тайную Доктрину", мы можем интерпретировать ее содержание с разных точек зрения, используя разные ключи интерпретации. Блаватская говорит, что существует семь ключей интерпретации каждого символа и аллегории – то, что может не соответствовать смыслу, скажем, с психологической или астрономической точки зрения, будет найдено совершенно правильным с физической или метафизической. Таким образом, идея здесь заключается в том, что когда вы читаете что-то в Тайной доктрине, это может быть истолковано со всех этих различных точек зрения. Обычно Тайная Доктрина интерпретирует информацию, содержащуюся в Станцах, с астрономической точки зрения, с метафизической точки зрения, иногда с духовной точки зрения. Есть и другие точки зрения, которые мы можем использовать для интерпретации Станц, например психологическая, физиологическая и т. д. Чтобы применить к медитации информацию, содержащуюся в первой Станце, нам нужно применить то, что мы там читаем, психологически, и именно это я собираюсь представить сегодня.
Но прежде чем мы пойдем туда, давайте посмотрим на пример, который дает нам Блаватская по поводу такого рода интерпретации. Она говорит: "Давайте помнить, что когда мы говорим о людях, это совершенная аналогия с космосом – то, что мы называем Абсолютом (Парабрахманом), и Первый Логос – это Высшее Эго (Атман) и духовная мудрость (Буддхи) в людях. Таким образом, Парабрахман - это совершенная аналогия с высшим Я - Атманом в человеческих существах, а первый Логос - совершенная аналогия с Буддхи, с нашей духовной мудростью, а затем, продолжает она, третий Логос - это ум (Манас). Это означает, что когда мы читаем Тайную Доктрину, мы читаем что-то, скажем, о первом Логосе, может ли это быть истолковано как объяснение буддхического принципа в нас, когда мы читаем что-то о третьем Логосе, это может быть истолковано как разговор о нашем принципе ума в нас самих, конечно, как отражение. Когда мы говорим о третьем Логосе на космическом уровне, поле действия этого третьего Логоса универсально, когда мы говорим о третьем Логосе на уровне человеческого существа, тогда поле действия будет на уровне микрокосма, того, что мы называем человеческим существом. Таким образом, используя эти понятия, мы можем провести эти параллелизмы, например, здесь мы можем использовать то, что только что сказала Блаватская, мы можем провести эти соответствия: Абсолют соответствует высшему Я в человеческих существах, как мы сказали, первый Логос - духовной мудрости Буддхи, второй и третий Логосы: второй Логос является своего рода переходом между первым и третьим. Эти два соответствуют уму, высшему и низшему. Третий низший -это проявленный Логос, низший ум - это ум, который проявляется на низших планах, и тогда Фохат соединяется со Страстной Природой в человеческих существах, Кама для обладания энергией, астральный свет - с астральным двойником и физический космический план - с физическим телом в человеческих существах.
Теперь это было бы духовной интерпретацией этих понятий, мы берем всю человеческую конституцию, но поскольку все эти учения могут быть прочитаны с различными ключами, мы также можем интерпретировать это с психологической точки зрения с психологическим ключом, который означает: взять эти соответствия и применить их к человеческому уму. Так, например, мы будем иметь, что три высших аспекта космоса: Абсолют, первый Логос и второй Логос - соответствуют трем высшим состояниям человеческого ума, которые в теософии называются высшим Эго или Высшим Манасом, а затем четыре низших принципа в космосе от третьего Логоса до физического будут соответствовать четырем низшим состояниям сознания, доступным низшему уму, поэтому вы видите, что в предыдущем мы взяли семь принципов и провели соответствия семи принципам в людях.
Теперь, мы берем семь космических принципов и находим соответствие одному из этих принципов в человеческих существах - принципу разума, который также семеричен. Таким образом, мы можем провести такого рода параллелизмы. Итак, здесь важно то, что все, что упоминается в Тайной доктрине об Абсолюте, соответствует высшему состоянию на уровне высшего разума, который вы видите, поэтому Абсолют – это предельный уровень, предельная реальность в космосе, когда он применяется к человеческому разуму, Абсолют соответствует высшему ментальному состоянию.
Теперь, Блаватская объясняет, что высшее состояние на любом плане любого принципа является мостом к следующему высшему принципу, поэтому принцип, который выше ума, - это Буддхи, поэтому, когда мы достигаем высшего состояния на уровне Манаса, на уровне высшего разума, которая приведет нас к Буддхи и это, то, как мы можем интерпретировать Тайную Доктрину в частности, в данном случае первую Станцу как руководством для медитации, потому что первая Станца говорит о состоянии во вселенной, где есть только Абсолютная Реальность, и описание Вселенной в ее Абсолютном сотоянии можно трактовать как описание нашего ума в его наивысшем состоянии. Поэтому мы можем стремиться в медитации достичь того состояния ума, которое выведет нас за его пределы для осознания нашей буддхической природы. Так что давайте посмотрим, как мы можем это сделать.
1. Первая Шлока в первой Станце говорит о Вечном Родителе (Пространстве). Таким образом, пространство - это единственная реальность, которая существует, которая неизменна, когда все остальное находится в Пралайе, покоится, не проявляется подобным образом в высшем ментальном состоянии. Мы находим только ощущение простора. Медитации о пространстве важны в теософской традиции.
В своей схеме медитации Блаватская говорит, что первое, что мы должны попытаться сделать, - это представить себе бесконечное пространство и время расширения в бесконечном пространстве и времени, и это потому, что в высшем ментальном состоянии одним из качеств этого состояния является чувство простора, расширения, которое спонтанно, оно не порождается нашей мыслью, но в практике медитации мы можем начать использовать нашу мысль и воображение, пока не отбросим это и не останемся в чистом чувстве простора. Поэтому в медитации мы ищем это чувство простора.
2. Затем вторая Шлока говорит: Времени не было. Оно покоилось в бесконечных недрах продолжительности. Продолжительность – это то, что подобно этому вневременному состоянию, так что это означает, что в высшем ментальном состоянии нет чувства Времени – есть только непрерывное настоящее, оно продолжается прямо сейчас - это означает , что для достижения высшего ментального состояния мы должны отбросить любое чувство прошлого, мы должны отбросить любое чувство будущего, любое ожидание, мы должны сосредоточиться в настоящем. Итак, чувство простора, чувство настоящего – это то, что мы должны искать, искать в медитации, потому что это признаки этого высшего ментального состояния.
3. Итак, следующая. Следующая Шлока говорит, что Вселенского Разума не было, ибо не было небесных существ, чтобы проявить его. Применительно к нашему уму это означало бы, что в высшем ментальном состоянии нет никакой умственной деятельности, ибо нет никакого личного "Я", которое могло бы ее производить. Итак, здесь мы снова знаем, что в медитации, как мы, углубляясь глубоко в свою природу, должны выйти за пределы умственной деятельности, мы должны выйти за пределы процесса мышления. Когда мы оставляем позади мыслителя, который является личностным "я", тогда нет никакого производства мыслей, поэтому мы начинаем видеть качество этого высшего ментального состояния – простор, новизну, безмолвие.
4. Затем шлока продолжает следующее. Путей к блаженству и причин несчастья не было, ибо не было для порождения их и обольщения ими. Так происходит в тот момент, когда Вселенная находится в своем Абсолютном состоянии. Нет средств для достижения блаженства, и нет причин страданий, потому что нет отдельных существ, которые искали бы блаженства или причиняли страдания. Точно так же в высшем ментальном состоянии мы можем сказать, что это то состояние, в котором мы не ищем блаженства, мы не ищем ничего конкретного. На предварительных стадиях мы можем искать состояние покоя, искать это, искать то, но пока есть поиск, это означает, что мы не находимся в высшем ментальном состоянии. Мы все еще находимся в сфере мышления, мыслителя, который может быть необходим, прежде чем мы сможем превзойти это, но это определенно не высшее ментальное состояние, потому что в этом состоянии нет поиска блаженства, нет намерения чувствовать себя хорошо, нет и бегства от печали, нет ни поиска блаженства, ни причины печали, потому что некому искать это блаженство или страдать. Когда мы достигаем высшего ментального состояния, личное "я" трансцендентируется. Есть только это ощущение простора бытия прямо сейчас в полной тишине без умственной активности, и поэтому нет никакого поиска блаженства или бегства от печали.
5. Итак, следующая Шлока говорит: Единая тьма наполняла беспредельное все, потому что мы можем спросить себя, так что же это есть, когда есть это чувство пространства, которое не отождествляется с пространством, которое занимает мое тело. Что есть, когда есть это чувство настоящего, которое не отождествляется с моим прошлым, с моей историей, не отождествляется с моими желаниями и с моими будущими устремлениями? Что есть, когда нет личных мыслей и памяти, нет личной умственной деятельности? Что есть, когда я не ищу блаженства или не убегаю от страданий? Что есть в этом ментальном состоянии - просто ощущение или состояние темной тишины? Видите ли, мистики часто говорят о божественном как об этой божественной тьме, или они говорят о божественном как о том, что оно окутано безмолвием, обитает в безмолвии. Поэтому, если мы находимся в этом высшем ментальном состоянии, то никакой личной деятельности больше нет, и мы пребываем в этом состоянии темного безмолвия безмолвной тьмы, это безмолвное осознание. Как мы увидим, это не означает, что мы просто упали в обморок, мы просто упали без сознания. Это подразумевает более высокое состояние сознания, чем то, которое мы обычно переживаем, как мы увидим. Так это состояние уничтожения? Как я уже говорил, состояние обморока - это описание для личного "Я" звучит как нечто меньшее, чем то, что обычно испытывает личное "я": мысль, память, желания и т. д.
6. Однако, когда Шлока описывает это состояние во Вселенной, она говорит, что Вселенная была погружена в Абсолютное Совершенство, ничего не было, так что состояние темного безмолвия, которое для личного "я" может ощущаться как пустота, как уничтожение, как ничто, на самом деле это состояние личности совершенства, и когда мы переживаем это состояние, мы можем понять, почему так, и это то состояние безмолвного осознания, в котором все совершенно именно так, как оно есть: мы не ищем блаженства, удовольствия, мы не убегаем от печали. Как мы уже говорили, это состояние просто бытия, в котором нет ничего личного. Мы можем сказать, что пустота человека есть на самом деле полнота, потому что в этом состоянии нет необходимости. Мы не стремимся измениться, чтобы приобрести что-то другое, поэтому мы можем сказать, что в этом, с психологической точки зрения, есть ощущение погружения в совершенное небытие. Теперь это небытие больше не есть ничто, просто мы превзошли личное "Я", которое отделено, которое полно потребностей, которое полно ожиданий.
7. Итак, следующая Шлока говорит: Причины Существования, отдельного существования исчезли; бывшее видимое покоилось в Вечности Не-бытия, Едином Бытии. Я показываю Шлоки в сокращенном виде, чтобы они были полезны для нашей интерпретации. Таким образом, идея здесь заключается в том, что в том состоянии Абсолютного Совершенства, где есть это Не-бытие, нет ощущения отдельного существования. Это потому, что, как говорит Шлока, здесь исчезли причины отдельного существования. Вот как мы можем интерпретировать это в терминах нашего ума. Причины отдельного существования прекратились в этой медитации, когда мы находимся в высшем ментальном состоянии, и то, что есть, просто покоится в этом Вечном Не-бытии, о котором Шлока говорит, что Не-бытие на самом деле является Единым Существом. Это не личное существо, личное "я"- это универсальное "Я", которое можно описать как "не-я", потому что это не "не-я" в частности. Поэтому я думаю, что Шлока стремится показать здесь, что то, что мы называем Не-бытием, также является универсальным Бытием. Мы приходим к месту, где слова действительно не уместны, потому что слова принадлежат месту разделения, и это описывается в состоянии, которое находится за пределами разделения, поэтому в этом безмолвном темном совершенстве нет отдельного существа, которое просто покоится в этом более Универсальном Существе.
8. Итак, следующая Шлока говорит: "Лишь Единая Форма Существования, простиралась безгранично, беспредельно, беспричинно, пульсируя бессознательно в Пространстве вселенском Всесущности". Так что есть только смысл существования. Нет, опять же, это не просто уничтожение. Есть форма существования. Есть ощущение, что я существую, я есть, а не то, что мы думаем об этом, это просто осознание просто Бытия, которое безгранично, бесконечно, беспричинно. Это не я есть, эта личность, это не ограничено Я есть-что-то или другое, это просто безграничное бесконечное чувство существования, и то, что говорит Шлока, пульсирует бессознательно через это все-присутствие. Таким образом, существует бессознательное чувство существования.
Значит ли это, что мы бессознательны в высшем ментальном состоянии ? Если мы интерпретируем это в терминах психологической перспективы, то обнаружим, что существует безграничное и беспричинное, некогнитивное Присутствие. Вы видите, что Шлока говорит о всеобщем присутствии. Там есть присутствие, но она говорит, что оно бессознательно, и это относится к тому, что есть потенциально некогнитивное присутствие, например, когда говорится о высших самадхи, говорится о некогнитивных состояниях - Ассан пранаянта, говорят и христианские мистики, например, облако незнания также говорят о состоянии незнания, выходящем за пределы любого познания, выходящем за пределы любой умственной деятельности. Поэтому, когда Шлока говорит бессознательно, что она говорит - это присутствие, но это присутствие, которое не думает, это тихое присутствие, которое некогнитивно, потому что мы превзошли познание личного я.
9. И, наконец, Шлока описывает это так: душа Вселенной была в Абсолютном Бытии и Сознании, которое есть Абсолютное Не-бытие и бессознательность. Поэтому и здесь, когда мы говорим об этих высоких состояниях, ни одно слово действительно не подходит, потому что слова предназначены для того, чтобы говорить о двойственности. Если что-то сознательно, то это не бессознательно, но когда мы переходим в абсолютное состояние, мы находимся в состоянии, которое является синтезом двух противоположностей. Это скорее синтез, поэтому можно сказать, что с одной точки зрения это Абсолютное Сознание, с другой - Абсолютное бессознательное. Это не сознание, каким вы его знаете, это не бессознательное, каким вы его знаете. Таким образом, это дает нам ключ к пониманию того, что в высшем ментальном состоянии ум находится в состоянии совершенной бытийности. Блаватская создала это слово "бытийность", чтобы говорить о состоянии, которое находится за пределами бытия, за пределами индивидуального бытия. Итак, это состояние совершенства, видите ли, мы говорили об абсолютном совершенстве этого состояния. В этом состоянии совершенного бытия это состояние находится за пределами любого становления, за пределами любого усилия, за пределами любой попытки быть, попытки достичь этого - просто совершенство Бытия. Конечно, не Бытие на уровне Атмана, помните, мы применяем все это к ментальному состоянию. Это присутствие бытия на уровне ума. Бытие также проявляется на уровне Буддхи более глубоким образом и на уровне Атмана самым чистым образом, но когда мы приходим в царство ума, это состояние является состоянием, в котором мы можем вернуться в эту бытийность, как она выражает себя через ум, и, пребывая здесь, пребывая в этом высшем ментальном состоянии, мы выходим за его пределы. Это не то, что происходит из-за какого-либо усилия с нашей стороны, мы уже превзошли усилие, мы использовали усилие, чтобы добраться до этой точки, и теперь мы просто пребываем в совершенстве, просто будучи безмолвным осознанием того, что они есть, и тогда мы выходим за пределы к буддхической природе.
Все это, как я объяснил, как я уже упоминал, объясняется в книге "В приближении к Тайной доктрине", это объясняется более подробно для тех, кто может быть заинтересован. Книга может выйти в свет в следующем году.
Итак, спасибо за внимание и желаю вам хорошей встречи
Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»