Найти тему

Угадай, по какому профилю работает учреждение?.. Советские индивидуальные предприниматели в многофигурной карикатуре Евгения Шабельника.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Наверняка многие из вас помнят фразу «чтоб ты жил на одну зарплату», которую в советские времена произносили, когда хотели пожелать кому-нибудь условия жизни, особым материальным благополучием не отличавшиеся. В народ это «доброе» пожелание пришло из фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», где оно приснилось в кошмарном сне аферисту Гене Козодоеву. Суть его заключается в том, что для сравнительно богатой, по советским меркам, жизни, одной только заработной платы в те времена людям не хватало, и те, кто хотел иметь её уровень выше среднего, вынуждены были искать другие, дополнительные способы заработка. Одним из таких способов было неофициальное, «полуподпольное» оказание гражданам различных бытовых услуг, получить которые быстро и качественно в официальном порядке они зачастую просто не могли.

Так как для подработки необходимо свободное время, многие умельцы и мастера оказания различных услуг старались совместить её с работой основной, обычно, совершенно «ненапряжной». Советской власти такое положение вещей, как и сам факт подработок, разумеется, не нравилось, поэтому в печатных изданиях того времени подобные предприимчивые граждане нередко подвергались сатирическим насмешкам и обличениям. Многофигурная карикатура, которую я предлагаю вам рассмотреть сегодня в деталях - это один из примеров таких обличений. Автор карикатуры, советский художник-сатирик Евгений Шабельник, предлагает угадать, по какому профилю работает учреждение, где увлеченно и совсем не по профилю «трудятся» изображенные им персонажи. Попробуем?))

Художник Евгений Шабельник, "Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, "Крокодил" №29, 1980

- Отгадайте, какой профиль этого учреждения?

Я не знаю, почему этот мастер парикмахерского искусства трудится на должности старшего инженера, так как салоны моды в те времена, по-моему, уже существовали. Наверное, работать обычным парикмахером, имея в кармане диплом о высшем образовании, ему не позволяют социальные предрассудки, присутствовавшие тогда в обществе:

Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, Крокодил" №29, 1980

Если честно, то советских женщин с вычурная формой и и такой же окраской ногтей на пальцах рук я не помню. Видимо, вращался не в тех социальных слоях)) Однако, если верить карикатуре, спрос на услуги мастеров маникюра тогда был, причем, достаточно высокий для того, чтобы за ним не поспевали специалисты в обычных салонах и парикмахерских:

Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980

Ремонт радиоаппаратуры - это, наверное, самая распространенная услуга из всех, которые в СССР оказывались неофициально. Предполагаю, что основную часть своего дохода телемастера зарабатывали в те времена не на основной работе в телемастерской, а на так называемых "шабашках", когда ремонтировали теле- и радиоаппаратуру неофициально либо на дому у знакомых им людей или у тех, кто знаком с этими знакомыми, либо у себя дома. А всё потому, что быстро отремонтировать, например, телевизор в обычной телемастерской в те времена было затруднительно, так как существовала соответствующая очередь, дожидаться которой согласен был далеко не каждый. Причем, на шабашках такого рода диплома радиотехнического училища от "умельца" никто не требовал, достаточно было рекомендаций тех людей, которым он уже помог. Именно таким "радиомастером", по-моему, и является плановик, изображенный на фрагменте карикатуры ниже:

Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980

А вот часы советские граждане предпочитали отдавать ремонтировать в официальные специализированные мастерские, поэтому в ажиотаж вокруг рабочего стола этого мастеровитого плановика-часовщика мне верится с трудом. Хотя, вполне возможно, что уровень мастерства позволяет ему "доводить до ума" даже часовые механизмы, от ремонта которых в обычных мастерских отказались:

Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980

Вязание - самое распространенное хобби советских женщин. Мне, почему-то, вспоминаются строчки из знаменитой песенки Владимира Высоцкого: "Ну а твои подруги, Зин, всё вяжут шапочки для зим...")) При этом у некоторых женщин получалось вязать не только шапочки, варежки и носки, но и вполне эксклюзивные вещи, приобрести которые в магазине было невозможно. Не попытаться заработать на таком умении - грех, поэтому экономиста Прохорову с фрагмента ниже я нисколько не осуждаю))

Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры. "Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры. "Крокодил" №29, 1980

В конце 70-х - начале 80-х у меня в соседнем доме жил парень-инвалид, работавший в обувной мастерской, домой к которому неисправную обувку несла вся округа. Просто потому, что это было проще, чем сдавать её в мастерскую, и брал за ремонт он заметно меньше. Это я к тому, что клиентура у программиста Семенова с фрагмента ниже могла накопиться даже из числа тех, кто работал с ним в одном учреждении. Тем более, что выбрасывать обувь, которую можно отремонтировать, в те времена было не принято. Непонятно только, как в одном человеке могут сочетаться навыки сапожника и умение составлять программные алгоритмы))

Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980

Я не помню, чтобы в советские времена были кружки, где люди за деньги постигали секреты кулинарного мастерства. Платить за то, что тебя кто-то учит готовить, никто тогда, извините за каламбур, был не готов. Так что табельщица этого учреждения пренебрегает своими служебными обязанностями, скорее всего, на общественных началах:

Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980
Художник Евгений Шабельник, фрагмент карикатуры, "Крокодил" №29, 1980

Ну а профиль этого беспокойного учреждения я бы охарактеризовал, как "предприятие по не совсем законному развитию индивидуального предпринимательства в рамках социалистической экономики"))

На сегодня всё)) Здоровья вам и хорошего настроения))

#юмор #сатира и юмор в ссср #советские карикатуры #карикатуры #ссср #советский союз