Как Антон Макаренко воспитывал подростков-беспризорников и учил детей быть счастливыми

11K прочитали

Антон Семёнович Макаренко — один из известнейших педагогов XX века. Его методы вызывали много споров как в СССР, так и за рубежом, но это не помешало ЮНЕСКО включить его в список величайших педагогов прошлого века.

В 80-х годах XX века Макаренко был включён в список ЮНЕСКО вместе с тремя другими педагогами — Марией Монтессори, Джоном Дьюи и Георгом Кершенштейнером. Главный метод педагогики Макаренко — воспитание через коллективный труд, и это особенно критиковалось на западе, так как подобный «коллективный» метод некоторыми считался подавляющим личность.

Антон Семёнович Макаренко — один из известнейших педагогов XX века.

В чём на самом деле суть педагогики Макаренко

Антон Макаренко — автор методик, с помощью которых перевоспитывались подростки в детских колониях и беспризорники. Критики его методов говорили, что Макаренко своим воспитанием подавляет личность и подчиняет её обществу.

Но Макаренко — настоящий новатор. В его системе педагогики отношения — то, через что формируется отношение к миру, система ценностей и сама личность. Именно отношения, совместная деятельность воспитывают детей, позволяют им учиться и формировать свою личность.

По Макаренко, отношения в коллективе — «истинный объект педагогической работы».

Макаренко давал шанс начать с чистого листа

В распоряжении Макаренко было три колонии, в которые привозили несовершеннолетних. Среди них были преступники, сироты и беспризорники — и каждому из них давался шанс начать с чистого листа.

Идея Макаренко заключалась в том, чтобы без оглядки на прошлое воспитанников воспитать «нового человека». Поэтому, когда в колонию поступал новый воспитанник, в первый же день сжигались его личное дело и старая одежда. Это и было ознаменованием «чистого листа».

«Педагогическая поэма» (1955) — фильм, снятый по одноимённой книге А. С. Макаренко. Фильм рассказывает о воспитательной системе педагога и его отношениях с воспитанниками.
«Педагогическая поэма» (1955) — фильм, снятый по одноимённой книге А. С. Макаренко. Фильм рассказывает о воспитательной системе педагога и его отношениях с воспитанниками.

Никаких ограждений и охраны

В колониях, которыми руководил Макаренко, не было охраны. Не было даже ограждений. И ни один воспитанник не убегал, а если кто-то и убегал, то обязательно возвращался.

Система, которую выстроил Макаренко, позволяла избегать повторных преступлений у детей. За его воспитанниками после выхода из колоний следили специалисты, и среди них не было ни одного повторного преступления.

Личность педагога в системе Макаренко

Педагог занимает центральное место во всей педагогической работе, и к его личности Макаренко предъявлял очень высокие требования. Этот человек должен быть нравственен, ответственен и готов к трудностям. Также педагог по Макаренко — человек, который осознаёт, что он должен работать на пределе своих сил, с максимальной самоотдачей.

Как система Макаренко помогает нам сейчас

Антон Семёнович Макаренко был одним из первых, кто наделил педагогику статусом науки. Он выстроил чёткую систему, в которой каждый воспитанник находил своё место, социализировался и формировал свою личность через совместную деятельность с другими.

Его книги и труды обогатили методику и теорию преподавания, дидактику и организацию воспитания. Мы до сих пор обращаемся к его работам, чтобы лучше разобраться в воспитательном потенциале коллектива.