203,1K подписчиков

Диагноз не приговор: что такое пограничное расстройство личности и как с этим жить

1,1K прочитали
   Фото Getty Images
Фото Getty Images

Психические расстройства личности отличаются от расстройств других видов своей интенсивностью. Их невозможно лечить, как обычную болезнь, как временное нарушение психического состояния, поскольку расстройства личности затрагивают набор персональных характеристик, сформированных еще в детстве. Существует ряд проблем с диагностикой таких заболеваний: их симптомы довольно индивидуальны, хотя есть ряд общих признаков. Для пограничного расстройства личности (ПРЛ) это могут быть трудности самовосприятия, резкие перепады настроения, рискованное поведение и тяга к самоповреждению. Хорошие новости: с расстройствами личности все же можно справиться — лечение существует.

Теперь официально: ПРЛ — это диагноз

Пограничное расстройство личности (borderline personality disorder) — одно из десяти видов личностных расстройств в современной психотерапии, которое выражается в проблемах осознания и формирования персональной идентичности. Психолог, гештальт-терапевт Валентин Оськин отмечает, что это психическое заболевание связано с сильными, неконтролируемыми и зачастую болезненными эмоциями, которые приводят к искаженному самоощущению и нестабильным межличностным отношениям.

Люди с ПРЛ — это солипсисты наоборот: они убеждены в незыблемости окружающего мира, но сомневаются в реальности собственного существования — настолько подвижен и нестабилен их образ внутреннего «Я». Кроме деперсонализации, для «пограничников» характерны импульсивность, зависимость от других людей, неустойчивое поведение, склонность к хаотичной жизни и даже потребность причинять себе вред, наносить увечья. «Пограничникам» свойственна хроническая суицидальность: 75% людей с ПРЛ пытаются свести счеты с жизнью, из них порядка 10% погибают в результате суицида. Более того, треть всех завершенных самоубийств совершили именно страдающие пограничным расстройством личности.

Несмотря на статистику, до 2022 года диагноз ПРЛ в России нельзя было поставить официально — пограничное расстройство личности в психиатрии определялось как заболевание только в зарубежных классификациях болезней. Его нередко называли импульсивным расстройством личности или вообще диагностировали вялотекущей шизофренией: заболевания похожи симптоматикой, среди признаков ПРЛ отсутствуют разве что галлюцинации и бред. Также ПРЛ напоминает биполярное аффективное расстройство (до 40% «пограничников» получают ошибочный диагноз БАР), только периоды депрессивного и приподнятого настроения сменяются при БАР не так часто. Переход на Международную классификацию болезней 11-го пересмотра наконец позволит врачам выносить российским гражданам точный диагноз и назначать подходящее лечение.

Диагноз — не приговор, граница между нормой и патологией очень подвижна: «В каждом из нас есть пограничные способы реагирования. У кого-то они глубоко запрятаны и проявляются только в кризисах, травмах, стрессовых ситуациях. А для кого-то жизнь как таковая является стрессом, и поэтому способы реагирования превращаются в то, что психологи могли бы назвать пограничная организация личности», — отмечает кандидат психологических наук Ирина Млодик в книге «Карточный дом. Психотерапевтическая помощь клиентам с пограничными расстройствами».

Призрачные намеки

Большинство людей с ПРЛ не догадывается о своем диагнозе и не обращается за медицинской помощью. И дело не только в том, что ПРЛ в психологии не имеет четкого определения. Заболевание не позволяет объективно оценить свое ментальное состояние и понять, что неукротимый монстр внутри бушует не из-за перманентного ретроградного Меркурия и роковой силы обстоятельств. Отсутствие явных психических отклонений вроде галлюцинаций позволяет списывать эмоциональное поведение на особенности характера. Коллеги, друзья и родственники зачастую полагают, что за отвратительным поведением такого человека стоит истеричность и эгоизм. Поэтому систематическое лечение пограничного расстройства личности начинается в большинстве случаев после попытки самоубийства.

Наиболее ярким и очевидным признаком пограничного расстройства личности является тяга к аутоагрессии, или селфхарму. Это не только нанесение телесных повреждений (порезов, ударов или ожогов), но и намерение лишить себя сна, питания. Такая практика необязательно является следствием суицидального поведения: физическая боль служит способом заглушить боль внутреннюю, переключить внимание с неконтролируемых эмоций на те, которые стали результатом волевого усилия. Проблема в том, что самоповреждения либо тщательно скрываются людьми с ПРЛ, поскольку для нашей культуры подобное не является нормой, либо воспринимаются ими как контролируемые действия (например, изнурительные тренировки в спортзале, стремление выполнять рабочие задачи в свободное время).

Пограничному расстройству личности может сопутствовать алкогольная, наркотическая, игровая зависимости и ряд других заболеваний. «Например депрессия, тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения встречаются у людей с ПРЛ. Нередко в анамнезе обнаруживается ПТСР или КПТСР», — отмечает Валентин Оськин. То есть постоянные панические атаки или переедание по вечерам может быть признаком более серьезных ментальных нарушений, чем просто реакция на стресс.

Британский информационный ресурс Mind, посвященный решению проблем психики, выделяет следующие симптомы, которые могут свидетельствовать о пограничном расстройстве личности. Если они длятся достаточно долго и оказывают негативное влияние на вашу жизнь, есть смысл обратиться к психотерапевту или психиатру:

«Пограничное расстройство личности может проявляться в обширном количестве признаков, — считает Валентин Оськин, — симптомы пограничного расстройства личности наиболее полно описаны в справочниках DSM-5 и МКБ-11. Если сгруппировать симптоматику, она отразит отсутствие контроля в эмоциональной, поведенческой, когнитивной сферах, а также в искажении чувства собственного «Я» и нарушении межличностных отношений». По мнению психолога, людям с ПРЛ крайне трудно разрывать отношения, даже те, которые разорвать необходимо. Вместо этого они могут прилагать невероятные усилия, чтобы удержать значимых для них людей рядом с собой.

При этом «пограничники» склонны непроизвольно выплескивать свои эмоции на тех, кто им дорог: «Зачастую это заканчивается прерыванием общения, потому что вынести такой гром среди ясного неба способен не каждый. И тем более если этот гром гремит раз в пару месяцев», — замечает Ксения Иваненко в своем Telegram-канале, где описывает личный опыт борьбы с ПРЛ.

Чтобы определить, попадаете ли вы в группу риска, можно пройти несколько тестов на пограничное расстройство личности, которые находятся в открытом доступе. Важно понимать, что полученный результат не является окончательным диагнозом, его может поставить только квалифицированный врач, проанализировав симптомы.

Корень проблемы: что вызывает пограничное расстройство личности

Чтобы назначить эффективное лечение для большинства психических заболеваний, требуется определить причину их возникновения. Пограничное расстройство личности проблематично тем, что возникает из-за ряда факторов и затрагивает базовые составляющие личности. То есть конкретной причины, запускающей процессы ПРЛ, просто нет. «Хотя ПРЛ является одним из наиболее исследованных расстройств личности, нет единого мнения о том, что именно вызывает его. Переживаемые детьми и подростками тяжелые стрессы вроде пренебрежения, длительной болезненной разлуки, утраты родителя, насилия часто встречаются у людей с ПРЛ. Есть также данные о генетической предрасположенности: среди родственников первой линии человека с пограничным расстройством вероятность возникновения аналогичного расстройства в 3–5 раз выше, если сравнивать с популяцией в целом», — отмечает Валентин Оськин.

В группе риска может оказаться любой человек, особенно если он переживает непростую стрессовую ситуацию. Известно, что этот диагноз чаще ставят женщинам, чем мужчинам, и что почти во всех случаях ПРЛ его драйвером является глубокое эмоциональное потрясение. Большая часть исследователей сходится во мнении, что развитию ПРЛ способствует комбинация двух групп факторов:

Не повод рвать связи

Если в вашем окружении есть «пограничник», с ним можно выстраивать конструктивное общение, хотя для этого придется приложить немало усилий. «Важно понимать, что человек с пограничным расстройством личности чрезвычайно тяжело воспринимает критику, для него она звучит как отвержение, которого он страшно боится. При этом эмоциональные скачки не позволяют ему получить желанную близость. Отношения с таким человеком обычно похожи на качели между полюсами «я люблю тебя, не бросай меня — я ненавижу тебя, я уйду от тебя». Важно понимать, что при пограничном расстройстве личности невозможно сознательно менять свое поведение, мышление, эмоциональные реакции и модели реагирования на определенные ситуации», — утверждает Валентин Оськин.

Многие «пограничники» живут с постоянным гнетущим чувством вины, ощущают себя сломленными, плохими и недостойными нормального общения, в котором сильно нуждаются. Они неспособны правильно считывать реакции окружающих и мотивы их поступков. Это определяет их странное поведение и отталкивает потенциальных партнеров и друзей. Зачастую у людей с пограничным расстройством личности есть Favorite Person — личность, от которой «пограничник» находится в крайней зависимости и которая заменяет не только всех окружающих, но и самого себя. Если этот человек занят или с ним возникает конфликт, у «пограничника» в буквальном смысле слова рушится мир: он тонет в буре эмоций, размышляет о смерти и ищет тысячи причин, почему его отвергли.

Есть ряд правил, которые психологи выработали для тех, кто стремится общаться «пограничниками», минимизировав хаос, конфликты и возможность трагической развязки:

Как избавиться от ПРЛ

Основным способом борьбы с пограничным расстройством личности служит психотерапия, при которой идет работа над сопутствующими проявлениями нестабильного психического состояния (депрессией, зависимостями, нарушением пищевого поведения и т. д.) и синдромами (нередко приходится лечить алкогольный абстинентный синдром). Это длительный и сложный процесс, но статистика показывает, что 70% «пограничников» избавляются в ходе терапии от основных симптомов в течение шести лет, а ремиссия наступает у трети больных через два года.

«В ходе терапии люди с ПРЛ обучаются прежде всего навыкам эмоционального контроля, ответственности и межличностного общения. Для этого хорошо подходит диалектико-бихевиоральная психотерапия — специально разработанный метод для лечения ПРЛ, основанный на когнитивно-поведенческой терапии. Не менее эффективной является схема-терапия, которая также имеет специальные разработки для лечения ПРЛ. В процессе лечения может быть назначена и фармакотерапия, например, для лечения присоединенной депрессии или тревожного расстройства», — утверждает Валентин Оськин.

Комплексное лечение может включать в себя следующие виды терапии:

Чтобы улучшить свое внутреннее состояние, людям с ПРЛ рекомендуют начать заниматься медитацией, спортом, чаще гулять на свежем воздухе, стараться рационализировать собственные перепады настроения, учиться техникам самоуспокоения и тренировать силу воли, чтобы вовремя останавливать эмоциональные срывы.