Жд вокзал Волгоград-1 расположен на месте исторической закладки первой ж/д станции города Царицына, возведенной ещё в 1887 году. Ранняя постройка представляла собой одноэтажной кирпичное здание. В 1931 году был надстроен второй этаж и правое крыло.
Сразу после окончания кровопролитной войны было решено сносить уцелевшую часть старого вокзала и возводить на его месте новый.
Действующая железнодорожная станция Волгоград-1 Приволжской железной дороги была построена в 1954 году. Архитекторами одного из значимых зданий города стали А.В. Куровский и С.З. Брискин. Проект предусматривал трёхэтажную конструкцию со шпилем и золотой звездой на конце, а также часами на главной парадной. Общая высота со шпилем составила 67 метров.
Здание возводилось на старом фундаменте и подвале старого вокзала.
С июля 1951 по май 1954 г.г. вокзал начал активно строиться советскими рабочими. В основе материала для стен и потолка были кирпич и железобетонные перекладины.
Только спустя пять лет проект здания был окончательно достроен, а в 1959 году на башне появились часы, которые смотрят на четыре стороны света.
Диаметр часов - 4 метра.
Длина часовых стрелок - 2,5 метра.
Отделка фасада здания производилась гранитом, естественным инкерманским камнем и мрамором - оформление вокзала было в духе Сталинского времени.
На центральной арке в нише второго этажа размещена композиция скульптур "Апофеоз труда".
По бокам размещены образы двух медалей - "За оборону Сталинграда" и орден Красного Знамени.
К главному входу вокзала поднимается лестница, по обе стороны которой на стенах расположены два барельефа - сражения гражданской войны за красный Царицын и защитники Сталинграда в решительном наступательном порыве.
Внутри вокзал "Волгоград-1" также отделан красивыми фресками, лепнинами и колоннами. Левая сторона здания отведена для зоны ожидания пассажиров, на потолке красуется трудовой подвиг Сталинградцев в годы послевоенного строительства.
Правая сторона вокзала - для кассы, на потолке которой размещен художественный рисунок "Боевой подвиг защитников города в годы Гражданской и Великой Отечественной войн".
В 2011 году в здании появилась досмотровая зона пассажиров, которая в последующем времени в 2014 году была вынесена за пределы вокзала.
В 1997 году "Волгоград-1" признан памятником архитектуры. В 2005 году вокзал был капитально отремонтирован.
После взрыва 29 декабря 2013 г. вокзал был закрыт. В ходе учинённого теракта погибло 17 человек, среди которых были как сотрудники при исполнении, таки простые граждане.
Восстановление вокзала заняло около 4-ёх месяцев и с 7 мая 2014 года здание снова стало функционировать.