Мне посчастливилось дважды воочию прикоснуться к великим полотнам Рафаэля Санти, увидеть картины, созданные самим великим мастером. Чувство эйфории возникает от понимания того, что сам Рафаэль прикасался кистью к полотну и мазок-за-мазком создавал шедевры, перед которыми трепещет весь мир искусства. И - это Мадонна с Младенцем (Мадонна Конестабиле) в Эрмитаже, и Сикстинская Мадонна в Дрезденской картинной галерее.
Почему такое странное название «Рафаэль Санти – как много сделано, как мало…»? Спросите вы. Рафаэль был одним из самых успешных художников эпохи Высокого Возрождения. Он прожил всего тридцать семь лет и за свою недолгую жизнь стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. За свою короткую, словно яркая вспышка, создал боле 210 картин и рисунков, многие свои рисунки сопровождал сонетами собственного сочинения, создал свою школу живописи, он также был архитектором. В 1513 году Папа Лев X назначил Рафаэля первым археологом античного Рима. И еще много и много можно говорить о творчестве великого мастера. А сколько бы он еще сделал, сколько шедевров бы он подарил миру, если бы его жизнь не оборвалась так рано!
Да, Рафаэль прожил короткую и интересную жизнь, он много сделал, но я хочу рассказать о Рафаэле как о человеке со своими радостями и горестями. Может быть или скорее всего, творчество художника напрямую зависит от его внутреннего состояния, душевных порывов и любовных переживаний.
«Сколько красоты пленяло мой взор, я видел работы искуснейших мастеров. Вначале воображение, затем и рука моя творили невероятные чудеса. И все же ничто так не дорого мне, как эта мадонна кисти моего отца.
Я знал сильных мира сего и был у них в почете, я любил многих женщин и многие любили меня. Но здесь мой дом, первая земная обитель, где все когда-то начиналось. Это исток моей жизни, убежище моего духа.»
Кстати, по сей день ученые не могут прийти к единому мнению, кто написал картину «Мадонна из дома Санти» сам Рафаэль в раннем возрасте или его отец Джованни Санти.
«Искусство всегда было со мной сколько я себя помню. С самого раннего детства моими друзьями были кисти, краски и холсты. Живописная мастерская отца пользовалась успехом. Как сладка была жизнь в этих стенах! Как светла благодаря моей матери! Ангелу покинувшему меня слишком рано. Она проводила здесь все свои дни, одаривая любовью меня и отца. Жестоко заблуждаются те, кто не находит в Джованни Санти ничего выдающегося. Отец был человеком большого ума и блестящим художником! Он вдохновил меня встать на эту стезю и достичь на ней большего, чем он сам. Какие чудесные слова писал он об искусстве и его божественной сущности. «Есть много вещей способных обессмертить имя того, кто им служит: литература, прежде всего, поэзия и история, и скульптура, и живопись. Нужно широко распахнуть крылья и устремиться в небеса!» Эти слова его всю жизнь указывали мне путь.» Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти родился в 1483 в городе Урбино, в доме недалеко от герцогского дворца Гвидобальдо да Монтефельтро, герцога Урбинского.
Рафаэль очень рано потерял родителей. Когда ему было восемь лет трагически погибает мать Марджи Чарла, а через три года умирает отец. Джованни Санти к тому вмени успел дать сыну только первые уроки живописи.
Рафаэль свято хранил память об отце и называл его самым первым учителем.
Если внимательно рассматривать фреску «Афинская школа» в Станца делла Сеньятуре в Ватикане, то можно увидеть лицо самого Рафаэля. Рядом с ним среди мыслителей находится пожилой мужчина. Скорее всего, здесь Рафаэль увековечил своего отца, как последняя дань благодарного сына.
В двенадцатилетнем возрасте Рафаэль вступил во взрослую жизнь. Пришло время отправиться в жизненный путь одному. Город его детства бурлил жизнью и предлагал массу возможностей. Дворец герцога Урбинского со всеми его красотами был открыт для юного дарования в память о его отце, который трудился здесь в качестве придворного художника и поэта. Искусство было для него утешением, и он жаждал творить его сам. Таким образом становление юного Рафаэля происходило в необычайно благодатных условиях там, где можно было увидеть самые разные итальянские и фламандские шедевры.
Рафаэлю повезло с учителями. Работавшие в Урбино во второй половине XV века Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо Мартини и Пьеро делла Франческа имели большое значение для его художественного образования. С 1501 года Рафаэль учился и работал в мастерской Пьетро Перуджино.
Вообще, творчество Рафаэля разделяют на три периода: умбрийский, флорентийский и римский.
Именно в умбрийский период (ранний период) появляется первая «рафаэлевская мадонна» - «Мадонна Солли». Изображения Мадонн с Младенцем - любимая тема молодого Рафаэля, такие картины он будет писать всю жизнь.
Рафаэль очень любил свою мать, знал ее любовь и заботу. Мне кажется, что все Мадонны, написанные им, были посвящены, так рано покинувшей его матери. Они все разные, но их объединяет нежное отношение к Младенцу. Сколько доброты и заботы в лицах этих женщин! Может именно материнской любви, заботы и теплого слова матери так не хватало юному Рафаэлю, а потом и зрелому мужчине. И это чувство он пронес через всю жизнь. Он знал, как смотрит любящая мать, и этот любящий взор и трепетное отношение к Младенцу воплощал в своих Мадоннах.
Да, у него было много женщин! Но, вот что он писал:
«Красота – кровь моего искусства, ее жизненная основа. Но она же была моей гибельной слабостью. Природе угодно было сделать меня падким на женские чары. Я не умел противостоять искушениям плоти и позволял обольщать себя многим женщинам.
И все же знал я и подлинную любовь. Я поставил свое искусство на службу той единственной, что покорила сердце мое и душу. Каждый час разлуки невыносимо мучителен, каждый взгляд наполняет блаженством! Что с того, что она дочь простого пекаря! Она одна утоляет мою жажду красоты!
Как сказал Платон: «Любовь - есть вечное обладание благом».»
История любви Рафаэля и дочери Франческо Сенезе, пекаря по профессии, началась неподалеку от дома, который известен как вилла Фарнезина в Риме. Рафаэль встретил девушку, когда шел работать к своему другу Агостино Киджи. Девушка несла свежеиспеченный ее отцом хлеб на виллу. В то время банкир Агостино Киджи был одним из богатейших людей Европы. Он построил роскошную виллу на правом берегу Тибра и стал украшать ее интерьеры росписями, посвященными его возлюбленной, венецианки простых кровей. Вилла должна была служить символом его влиятельности и богатства. Росписи виллы были поручены мастерской, которую возглавлял Рафаэль.
Рафаэль и Агостино сразу прониклись друг к другу симпатией, которая со временем переросла в крепкую дружбу. Как Рафаэль, Агостино был оригинален и остроумен, а кроме того, они оба питали большую слабость к прекрасному полу.
Форнарина (итал. fornarino — пекарь), так звали возлюбленную Рафаэля. Хотя, настоящее ее имя было Маргерита Лути. Мысли художника то и дело возвращались к красавице. Тогда Агостино распорядился поселить ее на вилле, чтобы она была рядом с Рафаэлем и ему спокойно работалось.
Форнарина запечатлена в истории. Она была единственной из женщин завладевшей сердцем Рафаэля, и он написал несколько ее портретов. Вот два самых знаменитых:
Я предлагаю посмотреть небольшое видео о Форнарине и послушать сонет Рафаэля.
Форнарина оставалась возлюбленной и натурщицей Рафаэля на протяжении двенадцати лет, до самой смерти художника.
Последней работой Рафаэля Санти была картина «Преображение».
Рафаэль, живший «скорее, как принц, нежели как художник», умер 6 апреля 1520 года. Несколько дней, пока в его доме в Борго шли торжественные проводы, неоконченное «Преображение» находилось у изголовья кровати покойного. Через неделю после смерти Рафаэля «Преображение» было в Ватикане.
«Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть» (итальянский гуманист, кардинал Пьетро Бембо):
Жду ваши отзывы, комментарии и критику.
Если Вам понравилось, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал! Вам это ничего не стоит, а мне приятно!
Посетите мой сайт https://spi-oks.ru/ . Обещаю, будет много интересного!