928 подписчиков

Джузеппе Верди и Россия

164 прочитали

Сегодня Джузеппе Верди – один из самых знаменитых композиторов. Его сочинения идут в оперных театрах по всему миру, а мелодии его арий напевают даже  те, кто  не догадывается, что исполняет  Верди.

А как к Джузеппе Верди относились в России XIX века? Что о нем думали русские композиторы-современники, публика? Какие сочинения итальянца шли на российской сцене полуторавековой давности?

Джузеппе Верди
Джузеппе Верди

1) Важную цитату о восприятии музыки Верди в России рубежа XIX-XX в.в. находим в «Диалогах» И.Ф. Стравинского с его биографом Робертом Крафтом: «Из опер Верди [в России XIX-XX в.в.] исполнялись “Травиата”, “Трубадур”, “Риголетто”, “Аида” и что было особой удачей – “Отелло”… В Санкт-Петербурге Верди всегда служил темой для дискуссий. Чайковский восхищался им, кружок Римского [Н.А. Римского-Корсакова] – нет. Когда я как-то в беседе с Римским отозвался о Верди с восхищением, он посмотрел на меня так, как посмотрел бы Булез, если бы я предложил ему исполнить мои Балетные сцены в Дармштадте».

 И.Ф. Стравинский в гимназические годы
И.Ф. Стравинский в гимназические годы

2) Хоть в «Диалогах» И.Ф. Стравинского и указано, что «Чайковский восхищался Верди», на деле восприятие музыки итальянца Петром Ильичом было более противоречивым. В одной из своих критических статей Чайковский писал: «Об операх Верди великое множество раз уже писалось и печаталось, и я не счел нужным сообщить читателям газеты те избитые истины, что произведения этого маэстро, несмотря на прорывающиеся у него по временам блестки вдохновения, – изобилуют всякого рода общими местами, свойственными вообще композиторам итальянской школы». Спустя всего четыре года Чайковский в письме своему брату Модесту пишет: «Я слышал “Аиду” [оперу Дж. Верди] и пришёл от неё в восторг».

Н.Д. Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского
Н.Д. Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского

3) Знаменитый композитор и музыкальный критик А.С. Серов, современник Верди, в одной из статей писал об итальянском композиторе на российских сценах следующее: «Еще Верди! Опять Верди! Все Верди! Везде Верди!», «Слушают у нас, например, "Ballo in maschera" [«Бал-Маскарад»] Верди. Какое кому дело до пьесы, до интриги, до характеров – все ждут соло Тамберлика [тенор Энрико Тамберлик, один из самых популярных исполнителей своего времени, впервые выступил в Петербурге в 1850 году] в квинтете и еще всего важнее – арию Грациани [тенор Лодовико Грациани] перед портретом». Эти цитаты, хоть и негативно окрашенные и высмеивающие поверхностность публики, свидетельствуют о том, что российское общество XIX века переживало настоящую манию, одержимость музыкой Джузеппе Верди.

Итальянский певец Энрико Тамберлик, 1855
Итальянский певец Энрико Тамберлик, 1855

4) Известно, что впервые петербургская публика услышала музыку Джузеппе Верди в сезоне 1845-1846 в репертуаре Итальянской оперы [труппа выступала на сцене Большого каменного театра, ныне – Санкт-Петербургская консерватория]. Тогда прозвучала ныне не слишком популярная опера композитора «Ломбардцы в первом крестовом походе». По всей видимости успех спектакля был настолько высок, что в последующих сезонах на Петербургских сценах ставилось все больше опер Верди. Музыковед Юлия Галатенко указывает, что в сезоне 1855-56 на российских сценах шли пять опер композитора. В сезоне 1856-57 годов из семнадцати опер, поставленных итальянской труппой в Петербурге, шесть принадлежали Верди.

 Вид Большого (Каменного) театра. Гравюра неизвестного художника (1810)
Вид Большого (Каменного) театра. Гравюра неизвестного художника (1810)

5) Апофеозом итальяномании в России стала «Сила судьбы» Верди. Это единственная опера композитора, которую он написал специально для российской сцены по заказу директора императорских театров А.И. Сабурова. Премьера состоялась 10 ноября (29 октября) 1862 года в Большом Каменном театре. Изначально первое исполнение планировалось на 1861 год – тогда Верди приехал в Петербург на репетиции. Однако певица, которая должна была исполнять партию Леоноры, заболела. Поэтому дирекция вынужденно отменила спектакль, а Верди пришлось повторить свой визит в Россию, но уже в следующем году. Примерно в это время и был сделан этот необычный снимок композитора в меховой шапке и шубе.

Джузеппе Верди в России, 1862
Джузеппе Верди в России, 1862

6) Итальянская опера и ее исполнители завораживали не только обычных петербуржцев. Одним из страстных поклонников репертуара Каменного театра стал Ф.М. Достоевский. В письме к брату Михаилу (1846) он писал: «От семи часов вечера хожу в Итальянскую оперу в галерею, слушать наших несравненных певцов». В то время на петербургской сцене блистали две певицы: Тереза де Джули-Борси и Эрминия Фреццолини. Публика была разделена на два лагеря: «борсистов» и «фреццонилистов» (век спустя баталии разразятся между «лемешистками» и «козловитянками» – поклонниками теноров Сергея Лемешева и Ивана Козловского). По свидетельствам, Достоевский принадлежал к «борсистам». Джули-Борси в Петербурге исполняла обширный репертуар, однако ее коронной партией стала Джизельда из оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе» Дж. Верди.

 Портрет певицы Терезы де Джули-Борси
Портрет певицы Терезы де Джули-Борси