Найти в Дзене

Конфликт поколений. «Строгий учитель»

Оглавление

Продолжаю размышлять о роли учителя в современной школе.

Я уже поделился своими размышлениями о собственном опыте преподавания, сейчас бы я хотел выделить некоторые тенденции образования, которые очень контрастировали с моим подходом к ведению уроков.

В очередной раз скажу, что никого не хочу оскорбить, просто делюсь наблюдениями. Если же вы в тексте смогли увидеть кого-нибудь знакомого, то, значит, я свои наблюдения вме же не с потолка брал.

Дело в том, что профессия преподавателя, как и любая другая профессия, отнимает много сил. Но какие проблемы стоят за спиной учителя? Наверное, одна из важнейших и самых часто встречающихся - быстрое эмоциональное выгорание.

Мне довольно часто говорили фразу: «Не берите близко к сердцу». Я же всегда задавался вопросом: «Как это можно сделать, если напротив тебя сидит ребёнок и плачет и доверяет тебе то, что он никому сказать больше не может?»

Некоторые скажут: «Это не входит в твои трудовые обязанности, детей учить надо, а не общаться с ними. У них есть семья и друзья, вот пусть дома и общаются». Но это же человек! Человек, который испытывает чувства и переживает. И самое главное, человек, который хочет этими чувствами поделиться.

-2

Однако общество постоянно хочет заклеймить чувствительных людей, обвинить их в излишней реакции на что-либо. Таким образом на выходе из школы мы получаем зажатого ребёнка, запертого в рамках своего собственного одиночества и рефлексии по своим переживаниям.

Есть родители, да, но вспомните себя в школьном возрасте. Вы часто делились ли всем с родителями? Если да, то я искренне рад за вас, ведь ваш подростковый период прошёл несколько лучше, чем подростковый период большинства детей.

Впрочем, меня как обычно занесло.

Вы только построже с ними

Многие родители и учителя, да и ученики убеждены, что только при идеальной дисциплине, обеспеченной непременно криком, можно заниматься в рамках учебного процесса. «Жалко, что вас бить уже нельзя»,- говорила мне моя школьная учительница.

И все были довольны. Да о чем говорить, если даже на моей уже учительской памяти в кадетском классе офицер-воспитатель давал такие подзатыльники своим подопечным, что мама не горюй.

И в общественном мировоззрении закрепляется мысль, что все нормально. Настолько, что даже дети говорят молодой учительнице-первогодке: «Вы почему на нас не кричите? На нас все учителя кричат, вот и вы кричите, а то мы материал не будем усваивать».

-3

Но у всего есть и другая сторона. Когда на меня, например, начинают кричать или же просто довольно строго со мной общаться, я резонно задаюсь вопросом: кто дал этому человеку право так со мной обращаться? А дети чем хуже? У них тоже есть разум и они могут думать, и им тоже это не нравится. Любой ребёнок вырастет во взрослого, и далеко не каждый взрослый благодарен за то, что в школьные годы с ним обращались, как с бездушным предметом.

Дисциплина - это, конечно, хорошо, но палку то зачем перегибать? Ведь 45 минут не резиновые, уложиться надо, а отвлекаться на одного нарушителя порядка 10-минутной тирадой о том, что вы отвратительный класс, на пользу учебному процессу ну никак не идет.

Остальные 29 человек- то что сделали, в чем провинились? Почему они лишаются своего права на получение образования? Программу пройти не успевают, а срез знаний пишут на тройки. Как итог - клеймо «плохой класс».

Всегда считал, что единичные проблемы стоит решать индивидуально, а не перед всем классом. Вот тут как раз хотел бы выделить вторую черту.

Желание не разобраться в ситуации, а поддеть

Я очень не любил школу, в которой я учился, хоть и учился хорошо, даже на медаль шёл (не дошёл, ха-ха). Проблема была в другом: место это было не особо приветливое во всех смыслах этого слова. Одноклассники давили своим социальным положением, постоянный буллинг, если ты не соответствовал определенным стандартам, ну и учителя также подливали масла в огонь, кроме историка, о котором я упоминал тут.

Я уже как-то писал о нем: замечательный человек, педагог, а сейчас ещё и директор, искренне благодарен ему за то, что привил мне любовь к предмету, а также обсуждал со мной фильмы и творчество Константина Никольского после уроков и на переменах.

Константин Никольский
Константин Никольский

Так что же было не так с моей школой? Если ты учитель, то рано или поздно ты начинаешь считывать ребёнка, осознавая его сильные и слабые стороны. Кто может у доски отлично ответить, а кому лучше дать письменно показать себя. Но нередко некоторые учителя вызывали одну и ту же девочку, которая всегда плакала у доски. Девочка хорошая была, ни разу не отличница, но человек замечательный, просто теряющийся у доски при устном ответе. Все это знали, но некоторые педагоги все равно вызывали ее. Спрашивали, что же с ней делать, заросла в двойках же, ещё и плачет. «Как это можно не знать, ты что дура?» - вопрошала учительница, перебивая всхлипывания девочки.

-5

Как итог - у ребёнка боязнь публичных выступлений и вечный страх высказывать своё мнение, оно ведь заведомо неверное. Зачем создавать детские комплексы?

Двадцатилетнее дитя

Зачем полностью контролировать детей? Классному руководителю бегать по другим учителям, упрашивая их выставить более высокую оценку или дать возможность переписать, а потом ещё и контролировать, пришёл ребёнок переписывать или нет. «Для того, чтобы держать родителей в курсе», - скажите вы. Конечно, вы абсолютно правы. И родители, и учителя объяснимо волнуются.

-6

За ребёнка, получается, всю дорогу решают взрослые люди: родители, классный руководитель, учителя. А ребёнок во всем этом процессе где? А его никто особо не спрашивает, что он хочет. В итоге в 11 классе наш подопечный не знает ничего о своей жизни, незнаком с понятием личной ответственности, зато знает, что за невыполненнное домашнее задание классный руководитель напишет родителям, которые договорятся с учителями, и ему скажут, что нужно сделать, чтобы улучшить своё положение. При этом самостоятельность и готовность нести ответственность за свою жизнь находятся в зачаточном состоянии.

***

Контроль и свобода - две крайности. Дав максимальную свободу ребёнку, можно его в одночасье потерять, и он растворится в потоке бесконечных мобильных приложений, игрушек и так далее. Но и тотальный контроль хорошего ничего не несёт, ведь ребёнок должен жить своей жизнью, самостоятельно принимать решения, а не постоянно бояться наказания за любое своё действие. Где же найти баланс? Ответ, разумеется, максимально субъективен.

***

Хотел, значит, написать короткий материал, но не особо получилось. Видимо, новая работа помогает заниматься рефлексией по поводу старой, ведь все познаётся в сравнении. Об этом как-нибудь потом.

Всем спасибо, все свободны!