Педагогические очерки для будущей книги «Сердце героя»
Все лето я провёл в Грузии на усадьбе семьи Амонашвили, и только два дня назад с семьёй мы приехали домой в Екатеринбург. Раннее утро сентября было тихим, умиротворённым и согревалось ласковыми солнечными лучами. В зеркальной глади Верх-Исетского пруда отражалась бездонная глубина чистого неба. Несмотря на осень, Урал дарил ещё один прекрасный тёплый день. И это как раз кстати, ведь сегодня с коллегами и друзьями у нас корпоративный выезд в окрестности Екатеринбурга на гору Азов, овеянную древними преданиями и воспетую современниками. Как позже я убедился – там действительно есть, что воспевать – таинственна, сурова и прекрасна гора Азов. Не поленитесь найти в интернете и прослушать симфонию А.Муравлёва «Азов-гора» и прочитать сказ П.Бажова «Дорогое имячко», вы погрузитесь в совершенно особую атмосферу и сможете почувствовать ту незримую ауру, которая окутывает это необыкновенное место.
— Ди-и-и-ма! – восторженно встречает меня Мира на стоянке у автобуса. Её глаза сияют, а лицо озаряет нежная и застенчивая улыбка. Мы с ней уже давно дружим, не виделись три месяца и соскучились друг по другу, — я с тобой поеду!
— Привет, Мира! Дай я тобой полюбуюсь, – ласково обнимаю девочку, беру её голову в свои ладони и внимательно смотрю в глаза, – как ты выросла!
— Мне уже семь лет! – гордо заявляет Мира. Она пошла в первый класс и у неё много новостей.
В большом автобусе я сел на задние кресла, и Мира пристроилась рядом со мной. Она достала свой рюкзачок и стала показывать свои сокровища, которые взяла с собой на природу. В первую очередь это несколько маленьких забавных игрушек.
– Эту мне зубная фея принесла, а эту мама подарила.
Рассматриваю игрушки и восхищаюсь ими, расспрашиваю о них. Для ребёнка игрушка – это не предмет, вернее, не только предмет, но, в первую очередь, это настоящий живой друг, которого ребёнок любит, заботиться о нём, делится с ним своими секретами, берёт с собой на прогулки и ложится с ними спать. Игрушка – это друг ребёнка, это важно понимать и соответствующим образом относиться – чутко, уважительно и бережно.
Следующими были блокнот и большой набор фломастеров в пластмассовом стакане.
— Я рисовать буду, – поясняет девочка мне содержимое своего рюкзачка.
—Как здорово! А давай мы с тобой книгу напишем, как мы в поход поехали!
Глаза Миры загораются, она тут же открывает свой блокнот и пишет:
ТЛК
едит в пахот
— Классно! А теперь давай нарисуем автобус и как мы на нём едем.
Девочка с готовностью переворачивает страницу и на весь разворот начинает рисовать автобус.
— Ооо! Ты прямо так рисуешь, на двух страницах сразу, – удивляюсь я, и вместе с тем во мне появляется восторг от той свободы, с какой девочка обращается с пространством чистого листа. В моём представлении автобус должен был быть нарисован с одной стороны, а с другой сопутствующий текст. Но Мира творит по-своему, и это меня радует.
— Конечно! Он же большой, – уверенно и немного недоумённо говорит мне Мира. Для неё совершенно очевидно – автобус большой и рисовать его надо именно так – сразу на двух страницах.
Когда Мира заканчивает с рисунком, я предлагаю подписать, что это АВТОБУС, вдруг кто-то не поймёт, на что девочка живо откликается и старательно выводит буквы. Несмотря на то, что мы ещё только едем в наш «пахот», в воображении Миры и на страницах её книги разворачивается целая история с разными приключениями, которые нас ожидают сегодня. Здесь есть горы и лес, огромный паук, бабочка и диковинная птица, верёвочная переправа, палаточный лагерь и многое другое. Девочка сочиняет свою книгу живо и увлечённо, при этом делится ей со всеми окружающими – с мамой Оксаной и папой Андреем, с Настей и Таней.
А теперь давайте остановимся и задумаемся – а что происходит? Почему девочка Мира с собой в поход берёт блокнот и фломастеры? Обычно люди берут еду, одежду, спички и разные походные принадлежности, а Мира блокнот и фломастеры. И на вопрос мамы: «Зачем ты взяла такой большой набор фломастеров?» Мира отвечает: «А больше ничего не поместилось». За тем, что берёт с собой ребёнок, лежит ни незнание и неопытность (в походе игрушки и фломастеры совершенно не нужны обычному взрослому), а сокровенные устремления души ребёнка, отражение его внутреннего мира, его жизнь и мечта. А очень часто мы этого не понимаем, и со всей своей взрослой серьёзностью и прагматичностью начинаем объяснять ребёнку, что нужно, а что нет, что надо брать, а что не надо. И это вместо того чтобы поддержать ребёнка и постараться лучше его понять и узнать. И так незаметно, и сами того, не осознавая и не желая, мы грубо топчем нежные ростки в душе ребёнка. А как бы мы, взрослые, хотели бы чтобы другие люди относились к нашему внутреннему миру, к нашей мечте, к нам самим?.. Это вопрос риторический, думаю не надо его пояснять. Вот такого же отношения жаждет и душа ребёнка.
Сейчас Мира с интересом занята своей книгой. Немного позже такую деятельность в школе назовут сочинением, и, к сожалению, не очень многие школьники полюбят их писать. Но сейчас девочка увлечена, и пусть там множество ошибок, это совершенно не важно в данном случае. Бесконечно важнее другое – она это делает свободно и самозабвенно, в ней горит творческий огонь, в ней жизнь искрится и сверкает. Почему это происходит? Потому что рядом понимающие взрослые, и пишет она не о чём-то непонятном и отвлеченном, а о том, с чём непосредственно сейчас связана её жизнь, с тем что она сейчас желает всем своим существом и что она любит. Поэтому в ней всё горит и пылает, и не надо ей ставить оценки, не надо её мотивировать, заставлять, убеждать, давить, прыгать перед ней – она сама хочет писать! Вот об этом, на мой взгляд, должна быть наша забота – как нам создать условия в которых проснётся автономия, самодеятельность, горение наших детей.
А потом мы играли в тарелку. Зачем играли? С каждым по-своему и для своего, с Андреем – чтобы размяться и пообщаться, а с Мирой совсем для другого. Андрей – это папа Миры, что само по себе уже очень значимо, но нас ещё связывают близкие отношения. Андрей для меня друг – настоящий Друг. Высокий, могучий, крепкий и надёжный – настоящий уральский богатырь, при этом чуткий и добрый, сердечный и отзывчивый. Урал издревле славился своими камнями-самоцветами. Но для меня самое главное сокровище – это чистые светлые люди. И сердце Андрея это один из прекраснейших уральских самоцветов.
Как только мы начали с Андреем перекидываться летающей тарелкой, Мира тут же прибежала к нам: «Мальчики, я с вами!» Было очень забавно слышать такое обращение от семилетней девочки в адрес бородатых сорокалетних мужчин. Кидает Мира фрисби хорошо, а вот ловить у неё сейчас не получается. Она побаивается летящей на неё тарелки. В таких случаях я поступаю следующим образом. Подхожу к ребёнку и имитирую бросок, не выпуская тарелку из рук, сначала медленно, потом быстрее, а ребёнок ловит. Проходит пара минут, и вот уже Мира ловит по-настоящему и удачно. Восхищаюсь и аплодирую ей.
— Старайся, – говорю девочке, бодро смотря ей в глаза. В моём взгляде выражена моя вера в ребёнка, моя поддержка, моё доброжелательное и дружелюбное отношение к ней.
— Ага, – отвечает мне Мира глазами и старается.
К нашей игре присоединяются новые люди, и тут Мира говорит: «Дима, я с тобой в команде». У нас нет команд, просто общая игра. Но девочка, видимо, чувствует себя неуверенно в большом коллективе играющих, и ей необходима поддержка.
– Конечно! Давай будем в одной команде, – говорю ей, и Мира становится рядом со мной. Я поддерживаю её, она поддерживает меня. Старается искренне, как может. Настоящие и красивые отношения. Для этого мы с Мирой и играем – чтобы научиться быть Человеком.
Вскоре все начали собираться на скалы Азов-горы, а я задержался, подбирая своё снаряжение. Мира ждёт: «Дима, я с тобой».
Я очень люблю скалы, их суровость, высоту, кажущуюся неприступность. Люблю настоящесть камня, его фактуру, твёрдость и надёжность. Люблю чёткий и неповторяющийся рисунок скалы, её глубокие трещины и острые пики. Люблю теплые мшистые бока и холодные голые грани. Люблю напряжение мышц и даже дикую усталость. Люблю простор и свежий воздух. А ещё люблю подниматься на вершину с детьми. Люблю дарить им радость преодоления, радость близости неба и бескрайней свободы. Подъем с детьми это всегда напряжение и усиленная зоркость, это удвоенное равновесие и особое молитвенное состояние.
Андрей переживает за дочку и сына, и несколько раз даёт им чёткие наставления, как себя вести на скалах. При этом он доверяет мне и спокойно отпускает Миру. «Я пойду с Димой», – и Андрей не противится.
Мира идёт спокойно и уверенно. На мои замечания: «Мира, аккуратно…Рядом обрыв… Не торопись…» – реагирует адекватно и чётко. Вообще Мира огненной природы, при этом нетерпеливая и своевольная, но у неё любящие и мудрые мама и папа, поэтому характер Миры из года в год облагораживается и утончается, сохраняя свою огненность. Сейчас Мира сосредоточена и устремлена.
На ногах у девочки кроссовки, перемотанные бумажным скотчем. «Это я специально обмотала, чтобы они не испачкались», – поясняет мне Мира. А то что сцепление подошвы ухудшилось пока не сообразила, но между тем кроссовки держат камень не плохо, поэтому я воздерживаюсь от замечания. Трогательна такая детская забота, а я буду ещё более внимательным и собранным.
Когда мы с Мирой поднялись на самую вершину и в лицо дунул свежий, уже по-осеннему холодный ветер, всё вдруг зашумело-загалдело и мне стало нестерпимо душно. Как будто что-то невидимое, но явно осязаемое начало окутывать нас и все окружающее. Есть у Николая Рериха маленький рассказ «Страхи». В нём говорится о том, как в лес боялись ходить люди, слыша страшные птичьи слова. Дрозд на осине орал: «Страшно, страшно». Ворон шумел: «Конец, конец». Журавль горланил «Берегись, берегись». И другие птицы, каждая на свой лад, произносили что-то страшное. Один старик улыбался и не боялся. Он знал, что птицы ничего другого не знают и сказать не умеют.
И вот на Вершине скалы расцвеченной красками осеннего леса, напоённой свежестью ветра и обрамлённой бескрайними просторами, на Вершине скалы полной Красоты и Свободы шумно и наперебой загалдели голоса полные удушливого страха. «Отойди!.. Туда нельзя!.. Вернись за ограждение!.. Там упадёшь!..» Липкий, дрожащий, робкий, пугающий, ужасный страх. Уверенно и молча отодвигаю от себя и Миры это наваждение – нам не по пути, у нас другая дорога. Даже самое нежное, самое сострадательное сердце должно быть не лишено мужественности. Сердце есть камень, на котором созидаются твердыни. Может ли стоять твердыня без мужественности? Как же иначе воспитать героя духа? Как же воспитать мужество и отвагу, если не заглянуть в бездну?
Между тем всем этим возгласам Мира не придала никакого значения. Видимо она знала, что взрослые ничего иного сказать не умеют, или не знают, или не могут. И она повела меня дальше, на следующие вершины, где мы будем одни. «Посмотри, Мира, кругом. Чувствуешь, как красиво! Давай напитаем наше сердце красотой. Не торопись». И сердце моё отепляется и наполняется. А рядом стоит тихая и восхищённая Мира… Вскоре к нам присоединяется Матвей, а за ним и Андрей. И так мы спускаемся по скалам к нашей стоянке. Дети счастливы, они как лесные бурундуки легко и ловко скачут по камням. «Я бы все эти скалы к себе домой забрала. Жалко только, что они в наш дом не влезут», – говорит по дороге Мира.
А когда мы шли по лесу Мира вдруг радостно воскликнула: «Смотрите, наши люди идут!» И на весь лес раздался чистый и звонкий голос сердца: «НАШИ ЛЮДИ, Я ЛЮБЛЮ ВАС!»
И солнце озарило суровые скалы. И могучие сосны с берёзами, готовящиеся к зимней спячке, радостно закачались, и ветер взыграл в ветвях. А сердце ребёнка, переполненное светлым и чистым огнём, снова запело: «НАШИ ЛЮДИ, Я ЛЮБЛЮ ВАС!»
Величественное и торжественное мгновение – раскрытие огненного цветка Любви. Настоящий Жар-Цвет, сокровище Азов-Горы. Повернувшись к Андрею, я тихо сказал: «Это самое важное, что случилось в сегодняшнем дне». И могучий богатырь с потеплевшими и счастливыми глазами согласно кивнул.
07.09.2022г. Екатеринбург