Реликвии веры
Святилище Соломона
Почти две с половиной тысячи лет прошло с той поры, как вавилонский царь Навуходоносор разрушил Первый Иерусалимский храм, известный как храм Соломона. От легендарного строения осталась лишь Стена Плача. Но для иудеев эти древние руины - не только скорбный символ утраты, но и святое место паломничества...
С тех пор как родоначальнику еврейского народа пророку Аврааму было дано обещание Божие о бесчисленном потомстве, скрепленное Заветом (договором), никто из детей Израилевых не имел возможности говорить с Богом. И лишь только Моисей донес до людей 10 заповедей и волю Всевышнего о возведении Скинии — переносного храма в виде шатра, который стал предтечей великого строения Соломона.
Договор со Всевышним
В начале первого тысячелетия до нашей эры израильский царь Давид сделал Иерусалим столицей своего государства. Его сын Соломон, наследник престола, приказал построить в городе храм в честь бога Яхве. Местом для возведения он выбрал вершину горы Мориа.
По легенде, здесь совершил жертвоприношение еще Ной после Великого Потопа. Сюда же Авраам привел своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву, тем самым доказав свою преданность Богу.
Одна беда - хребет горы Мориа был очень обрывистым, на нем едва могли разместиться корпус храма и жертвенник. Для дворов, которые должны были со всех сторон окружать храм, места не было. Кроме того, участок, пригодный для строительства, шел по диагонали — не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. А храм должен быть четко ориентирован в правильном отношении к четырем сторонам света. И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедронской долины большую и твердую каменную стену в направлении, которое должна была иметь стена двора храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы засыпать землей.
Пристанище для ковчега Завета
Храм строился с гигантским размахом. Считается, что на его возведении работали 150 тысяч рабочих: 80 тысяч каменотесов, 70 тысяч носильщиков и более 3 тысяч надзирателей.
На сооружение пошли тонны золота, серебра, меди, железа. Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней), как по древним, так и по современным оценкам, неслыханно велика.
Через семь лет храм предстал перед миром во всем своем великолепии. По своим наружным формам он напоминал корабль, расширяющийся кверху, как Ноев ковчег. Возвышавшиеся одна над другой внутренние платформы выходили наружу из нижней основной части стен тремя выступами. Они требовали особых подпор, которыми и являлись три ряда колонн с четвертым рядом кедровых пилястров. Таким образом, вдоль трех стен храма (северной, южной и западной) образовались колоннады (или крытые аллеи) под широкими навеса ми выступавшей в верхних частях стены.
Колоссальное сооружение высотой 16, длиной 43, шириной 21 м., храм состоял из притвора, святилища и святая святых. Позолота, дорогая резьба, бронзовые колонны, золотые светильники — таким открывалось внутреннее убранство входящему. А в святая святых под сводом из крыльев двух позолоченных херувимов стояла священная реликвия иудеев — ковчег Завета.
Перед входом в храм располагались две бронзовые колонны — Яхин и Боаз. В общем, творение Соломона было построено по образу скинии Моисеевой.
Всю внутренность храма покрыли деревом — стены и потолок кедром, а пол — кипарисом. Стенные панно украшала причудливая резьба.
Решетки в окнах, потолок, пол, ступени, ведущие в святая святых, в свою очередь, покрывало листовое золото. Каждый гвоздь и тот был самой высшей пробы. А поверх золота располагались разноцветные драгоценные камни.
Казна и место жертвоприношения
Дом Бога не был пред назначен для молитвы — главным действом, происходившим в нем, было таинство жертвоприношения, призванное очищать от грехов.
Кроме сугубо религиозного назначения, храм также являлся хранилищем Соломоновых сокровищ. Перечень хранившихся в храме ценностей был очень впечатляющим — от драгоценных металлов и камней до редких специй и вин. Зачастую они представляли собой своего рода неприкосновенный государственный запас, использовавшийся только в случаях крайней необходимости.
Помимо этого, храм был также и главным экономическим центром Иудейского государства, так как его хранилище было фактически государственной казной. Именно из храмовой казны выделялись средства на ежегодную починку и строительство дорог. А так как и частная, и общественная жизнь каждого еврея должна была точно соответствовать религиозным законам, то храм являлся еще и основным центром государственной судебной системы.
О чем плачут у стены
В 586 году до нашей эры царь Навуходоносор II захватил Иерусалим и сжег храм Соломона. Большинство жителей города убили, оставшихся взяли в плен и угнали в рабство.
И лишь в 538 году до нашей эры с разрешения персидского царя Кира, покорившего Вавилонию, в Иерусалим начали возвращаться первые переселенцы, ведомые старейшиной Заровавелем. На второй год после возвращения началось строительство храма, и в 516 году он был, наконец, возведен.
Второй храм Иерусалимский не был столь внушителен и великолепен, как первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором храме уже не было ковчега Завета. По легенде, после разрушения храма Соломона его увезли в Вавилон, хотя точная его судьба неизвестна.
В долгой истории Второго Иерусалимского храма было вское. Во времена сирийского царя Антиоха Епифана IV (175—164 гг. до н. э.), под чьим управлением в то время находилась Иудея, храм был осквернен, и служба в нем приостановилась. Но в 164 году до нашей эры после восстания Маккавеев храм очистили от скверны и возобновили зажигание Меноры (семиствольный светильник).
Своего наивысшего расцвета Второй храм достиг во времена правления царя Ирода Великого, в конце I века до нашей эры он был практически полностью перестроен, так что от прежнего храма, возведенного Заровавелем, не осталось почти ничего. Но он продолжал называться Вторым храмом. Перестроенный храм возвышался на белом мраморном цоколе с лестницей перед главным входом. В Святилище располагались светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник.
Роковую роль в истории культового сооружения сыграла Иудейская война 66-73 годов. 70-й год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго храма. 9 августа, в тот же самый день, когда вавилоняне подожгли храм Соломона, запылал и Второй храм. Он горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая гора была распахана. Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Так евреи лишились своей святыни, места, где был Дом Господа на Земле. Талмудическая традиция говорит, что, когда храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних — Ворот Слез, — закрылись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского храма, получила название Стена Плача, так как слезы всех евреев, оплакивающих свой храм, проливаются здесь.
Согласно христианскому преданию, Иерусалимский храм будет восстановлен незадолго перед Вторым Пришествием Иисуса Христа. Или перед концом света, смотря кто что ожидает.