Найти тему
Загадки истории

НЕВЕРОЯТНЫЕ АРТЕФАКТЫ#3.4 Реликвии веры#4.Святилище Соломона

Оглавление

Реликвии веры

Святилище Соломона

Почти две с половиной тыся­чи лет прошло с той поры, как вавилонский царь Навуходо­носор разрушил Первый Ие­русалимский храм, извест­ный как храм Соломона. От легендарного строения оста­лась лишь Стена Плача. Но для иудеев эти древние руины - не только скорбный символ утраты, но и святое место па­ломничества...

С тех пор как родоначаль­нику еврейского наро­да пророку Аврааму было дано обещание Божие о бесчисленном потомстве, скрепленное Заветом (договором), никто из детей Изра­илевых не имел возможности говорить с Богом. И лишь только Мо­исей донес до людей 10 заповедей и волю Всевышнего о возведении Скинии — переносного храма в виде шатра, который стал предтечей великого строения Соломона.

Соломон утверждает план Храма
Соломон утверждает план Храма

Договор со Всевышним

В начале первого тысячелетия до нашей эры израильский царь Давид сделал Иерусалим столицей своего государства. Его сын Соло­мон, наследник престола, приказал построить в городе храм в честь бога Яхве. Местом для возведения он выбрал вершину горы Мориа.
По легенде, здесь совершил жертвоприношение еще Ной после Великого Потопа. Сюда же Авраам привел своего сына Исаака, что­бы принести его в жертву, тем самым доказав свою преданность Богу.
Одна беда - хребет горы Мориа был очень обрывистым, на нем едва могли разместиться корпус храма и жертвенник. Для дворов, которые должны были со всех сторон окружать храм, места не было. Кроме того, участок, пригодный для строительства, шел по диаго­нали — не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. А храм должен быть четко ориентирован в правильном отношении к четырем сторонам света. И царь Соломон придумал мудрый план: построить по восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, сре­ди проходящей здесь Кедронской долины большую и твердую ка­менную стену в направлении, которое должна была иметь стена дво­ра храма (то есть прямо с севера на юг), а промежуток между стеной и склоном горы засыпать землей.

Возможно, легендарный храм выглядел именно так
Возможно, легендарный храм выглядел именно так

Пристанище для ковчега Завета

Храм строился с гигантским размахом. Считается, что на его воз­ведении работали 150 тысяч рабочих: 80 тысяч каменотесов, 70 тысяч носильщиков и более 3 тысяч надзирателей.
На сооружение пошли тонны золота, серебра, меди, железа. Цена только этих материалов (не считая драгоценных камней), как по древним, так и по современным оценкам, неслыханно велика.
Через семь лет храм предстал перед миром во всем своем велико­лепии. По своим наружным формам он напоминал корабль, расширяющийся кверху, как Ноев ковчег. Возвышавшиеся одна над другой внутренние платформы выходили наружу из нижней основной ча­сти стен тремя выступами. Они требовали особых подпор, которыми и являлись три ряда колонн с четвертым рядом кедровых пилястров. Таким образом, вдоль трех стен храма (северной, южной и западной) образовались колоннады (или крытые аллеи) под широкими навеса­ ми выступавшей в верхних частях стены.
Колоссальное сооружение высотой 16, длиной 43, шириной 21 м., храм состоял из притвора, святилища и святая святых. Позолота, до­рогая резьба, бронзовые колонны, золотые светильники — таким от­крывалось внутреннее убранство входящему. А в святая святых под сводом из крыльев двух позолоченных херувимов стояла священная реликвия иудеев — ковчег Завета.
Перед входом в храм располагались две бронзовые колонны — Яхин и Боаз. В общем, творение Соломона было построено по обра­зу скинии Моисеевой.
Всю внутренность храма покрыли деревом — стены и потолок ке­дром, а пол — кипарисом. Стенные панно украшала причудливая резьба.
Решетки в окнах, потолок, пол, ступени, ведущие в святая свя­тых, в свою очередь, покрывало листовое золото. Каждый гвоздь и тот был самой высшей пробы. А поверх золота располагались раз­ноцветные драгоценные камни.

План храма Соломона. Это небольшое здание больше похоже на крепость, чем на божий храм
План храма Соломона. Это небольшое здание больше похоже на крепость, чем на божий храм

Казна и место жертвоприношения

Дом Бога не был пред­ назначен для молитвы — главным действом, про­исходившим в нем, было таинство жертвоприно­шения, призванное очи­щать от грехов.
Кроме сугубо рели­гиозного назначения, храм также являлся хра­нилищем Соломоно­вых сокровищ. Перечень хранившихся в храме ценностей был очень впечатляющим — от дра­гоценных металлов и камней до редких специй и вин. Зачастую они представляли собой своего рода неприкосновенный государствен­ный запас, использовавшийся только в случаях крайней необходи­мости.
Помимо этого, храм был также и главным экономическим цен­тром Иудейского государства, так как его хранилище было факти­чески государственной казной. Именно из храмовой казны выделялись средства на ежегодную починку и строительство дорог. А так как и частная, и общественная жизнь каждого еврея должна была точно соответствовать религиозным законам, то храм являлся еще и основным центром государственной судебной системы.

Стена Плача. По иудейской вере является главным святым местом. Других храмов у иудеев нет, а синагоги считаются лишь домом для собрания
Стена Плача. По иудейской вере является главным святым местом. Других храмов у иудеев нет, а синагоги считаются лишь домом для собрания

О чем плачут у стены

В 586 году до нашей эры царь Навуходоносор II захватил Иеру­салим и сжег храм Соломона. Большинство жителей города убили, оставшихся взяли в плен и угнали в рабство.
И лишь в 538 году до нашей эры с разрешения персидского царя Кира, покорившего Вавилонию, в Иерусалим начали возвращаться первые переселенцы, ведомые старейшиной Заровавелем. На второй год после возвращения началось строительство храма, и в 516 году он был, наконец, возведен.
Второй храм Иерусалимский не был столь внушителен и велико­лепен, как первый. Нельзя не сказать и о том, что во Втором храме уже не было ковчега Завета. По легенде, после разрушения храма Со­ломона его увезли в Вавилон, хотя точная его судьба неизвестна.
В долгой истории Второго Иерусалимского храма было вское. Во времена сирийского царя Антиоха Епифана IV (175—164 гг. до н. э.), под чьим управлением в то время находилась Иудея, храм был осквернен, и служба в нем приостановилась. Но в 164 году до нашей эры после восстания Маккавеев храм очистили от скверны и возобновили зажигание Меноры (семиствольный светильник).
Своего наивысшего расцвета Второй храм достиг во времена правления царя Ирода Великого, в конце I века до нашей эры он был практически полностью перестроен, так что от прежнего храма, воз­веденного Заровавелем, не осталось почти ничего. Но он продолжал называться Вторым храмом. Перестроенный храм возвышался на бе­лом мраморном цоколе с лестницей перед главным входом. В Свя­тилище располагались светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник.
Роковую роль в истории культового сооружения сыграла Иудей­ская война 66-73 годов. 70-й год стал годом падения Иерусалима и годом гибели Второго храма. 9 августа, в тот же самый день, когда ва­вилоняне подожгли храм Соломона, запылал и Второй храм. Он го­рел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины, а Храмовая гора была распахана. Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Так евреи лишились своей святыни, места, где был Дом Госпо­да на Земле. Талмудическая традиция говорит, что, когда храм был разрушен, все Небесные Врата, кроме одних — Ворот Слез, — закры­лись, а Западная стена, оставшаяся от Второго Иерусалимского хра­ма, получила название Стена Плача, так как слезы всех евреев, опла­кивающих свой храм, проливаются здесь.
Согласно христианскому преданию, Иерусалимский храм будет восстановлен незадолго перед Вторым Пришествием Иисуса Хри­ста. Или перед концом света, смотря кто что ожидает.

Второе разрушение храма Соломона в 70 году н.э. армией императора Веспасиана. Захваченные в храме сокровища пошли на строительство Колизея в Риме
Второе разрушение храма Соломона в 70 году н.э. армией императора Веспасиана. Захваченные в храме сокровища пошли на строительство Колизея в Риме

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ