Эта история началась 90 лет назад, еще на заре становления Советского Союза. А легендарный грузовичок вытянул вместе с Советским Союзом все масштабные стройки, тяжелые годы ВОВ и послевоенный период восстановления. Свое название он получил благодаря грузоподъемности в 1,5 тонны.
Мало кто помнит, но изначально ГАЗ назывался НАЗ. Первая полуторка НАЗ-АА вышла покорять новую страну в далеком 1932 году с конвейера Нижегородского автомобильного завода им. В.М. Молотова. Вскоре, а именно в конце 1932 года, Нижний Новгород был переименован в Горький, вслед за ним переименовали и завод. Вот с тех самых пор легендарная полуторка известна нам всем как ГАЗ.
В те далекие времена молодая страна Советов остро нуждалась в развитии промышленности, а в мире половину всех автомобилей собирали заводы Форда. Хотя между Советским Союзом и Соединёнными Штатами дипломатических отношений не было, страны легко договорились на коммерческой основе. Прототипом советской полуторки стал грузовой Ford AA, а вернее точной его копией.
Первые автомобили собирались из американских машинокомплектов. А после передачи чертежей, советские конструкторы приступили к адаптации автомобиля под местные условия эксплуатации. И уже в 1933 году легендарные грузовички собирались полностью из комплектующих советского производства.
Модернизация полуторок проходила параллельно производству всех лет выпуска. Советские конструкторы заменили штампованный картер сцепления на литой, усилили сцепление и рулевой механизм. На грузовичке появился полноценный воздушный фильтр и новый бортовой кузов.
В середине 30-х годов на полуторку установили новый двигатель, новый карданный вал, усиленную подвеску и рулевое управление.
С первых дней Великой Отечественной войны модернизация полуторок была направлена на удешевление и ускорение производства. В то время уже о комфорте водителя не задумывались. Так с легендарного грузовичка исчезли бампер, клаксон, зеркало заднего вида, остались одна фара и один дворник только со стороны водителя.
Дефицитным материалом в годы войны стал металл, вследствие чего кабина полуторки стала из деревянного каркаса обтянутая брезентом. Красивые изогнутые крылья из металла, стали угловатой прямоугольной формы из кровельного железа. Двери заменили брезентовой скаткой, а сиденье водителя деревянной скамьей. Такая версия полуторок производилась до 1947 года, только двери вернули (деревянные) в 1944 году.
Хотя на полуторке и был установлен стартер с аккумулятором, но срок эксплуатации был слишком низким, не более 6-ти месяцев. Поэтому легендарный грузовичок заводился при помощи «кривого стартера», то есть вращая кривошипную рукоятку. Многие из нас это видели только в фильмах.
Легендарный грузовичок ездил практически на всём, что горит и в годы войны был действительно незаменимым. Полуторку можно было заправить самыми низкими сортами топлива, частенько заливали тракторный лигроин, а в теплое время года – светильный керосин. Также грузовичок отлично переваривал низкокачественные машинные масла.
PS – День рождения полуторки – 29 января 1932 года. Легендарный грузовичок выпускали до 1951 года. Всего было выпущено 985 тыс. автомобилей. Ему даже посвятили песню «Грузовичок-фронтовичок» в художественном фильме «Репортаж с линии огня», в исполнении Эдуарда Хиля.
Если есть что добавить, пишите в комментариях, пальчик вверх – приветствуется.
#история #ссср #полуторка #легендарныйавтомобиль