40,3K подписчиков

Дико мрачный запад. Самый жестокий вестерн 2010-х.

12K прочитали

("Преисподняя", Brimstone, 2016, Европа)

Тот редкий... да что там - редчайший фильм, который совершенно не хочется пересматривать не потому что он плох, а как раз наоборот - слишком уж он, зараза, хорош. Хорош настолько в своем отображении чудовищных дикостей быта 19 века - в данном случае на Диком Западе, - что вновь подвергать себя эмоциональной встряске при пересмотре "Преисподней" Мартина Кулховена откровенно не тянет.
Впрочем, она и с первого раза отпечатается в вашей памяти, как лошадиная подкова - на лбу ковбоя-неудачника.

- Тут многие спрашивают, что, блин, не так с моим "кольтом"...
- Тут многие спрашивают, что, блин, не так с моим "кольтом"...

Столь мощное послевкусие у вестерна Кулховена обусловлено еще и тем, что это всё-таки вестерн нового поколения. То есть не мусолящий сюжет полувековой свежести, а вобравший в себя всё лучшее из сопредельных жанров: исторической драмы, триллера, авторского кино... Даже хоррора, если на то пошло; разумеется, не в плане наличия монстров и мистики, чего здесь, естественно, нет, а в плане гнетущей обстановки. А также из-за перманентного ощущения, что на и без того злосчастных героев надвигается еще большее и неотвратимое зло, и что хэппи-энд для них отнюдь не гарантирован.

Иными словами, "Преисподняя" навевает воспоминания о таких мраковестернах, как "Мертвец", "Последний рейд", "Недруги", "Местный", "Костяной томагавк", "Выживший", "Золото" (2013), недавних "Последний сын", "1883" и других, снятых в манере "не время улыбаться". Заодно нелишне вспомнить замечательных "Хэтфилдов и МакКоев" с их атмосферой тотальной безнадеги и витающего над всеми героями, призрака скорой гибели.

Так вот, "Преисподняя" не только их ближайшая сестра по духу и кровавому натурализму, но и, похоже, самый хмурый и безжалостный член их компании. При том, что здешние жестокость и насилие редко переходят за грань обычной бытовухи и религиозных бзиков тех краев и той эпохи, о которых повествует Кулховен. То есть - дикозападной глуши второй половины 19 века. Где, если верить одним зубоскалам, умереть было так же легко, как сходить утром по нужде. В том числе - окочуриться и во время этого похода по нужде.

Представляете нравы и мировоззрение этих людей, которые жаловались на своих болтливых жен не друзьям за выпивкой, а... кузнецу.
Представляете нравы и мировоззрение этих людей, которые жаловались на своих болтливых жен не друзьям за выпивкой, а... кузнецу.

И тем не менее, несмотря на "бытовушность" и полное отсутствие героики, фильм грозит пробрать вас до самых печенок и вывернуть наизнанку - в эмоциональном смысле. И, разумеется, он не предназначен для семейного просмотра, либо для "немножко расслабиться". А также в том случае, если вас вдруг мучит депрессия. С нею после "Преисподней" вы и вовсе рискуете начать думать о продукции пеньковых и мыловаренных заводов. И не факт, что эти раздумья закончатся для вас хорошо.
Без шуток: ну очень уж душераздирающую драму сочинил и снял для нас Кулховен, а
компания великолепных актеров ему в этом подсобила.

Жизнеописание главгероини "Преисподней" Лиз (Дакота Фаннинг) разбито на несколько глав, что в недоброй традиции какого-нибудь "Криминального чтива" еще и смонтированы друг с другом без хронологического порядка.
Но начинается всё так, чтобы с первых минут дать вам понять, какой жесткач вы смотрите: немая повитуха Лиз прямо в церкви (!) работает хирургическим инструментом под названием краниокласт (даже не стану уточнять, для чего он нужен - кому интересно, погуглите). Как она онемела - тоже отдельная жуткая история, которую нам, безусловно покажут. А пока Лиз живет в своей американской глубинке с мужем Элаем и двумя детьми, понятия не имея, что за лютый кошмар вот-вот на нее обрушится.

Он и обрушился, но тут - упс! - Кулховен решает отвлечься аж до четвертой, финальной главы, дабы поведать нам историю суровой юности Лиз. А юность у нее тоже была такая, что врагу не пожелаешь. Но тут уже без спойлеров не расскажешь, так что просто поверьте на слово: все эти отсылки в лизино прошлое будут иметь прямейшее отношение к кошмарам в ее настоящем. А уж чем они в итоге завершатся, вы не угадаете, даже если выдвинете полсотни версий развязки этой истории.

А никто и не сомневался что 10-летняя пигалица (Дакота Фаннинг) из "Гнева" Тони Скотта вымахает однажды в актрису неслабой драматической величины.
А никто и не сомневался что 10-летняя пигалица (Дакота Фаннинг) из "Гнева" Тони Скотта вымахает однажды в актрису неслабой драматической величины.

***

В общем, хотите сделать вечер вашего тяжелого и нервного трудового дня еще мрачнее - смело включайте "Преисподнюю" Кулховена и наслаждайтесь аж 2,5 часами истинной дикозападной суровости. Без малейших проблесков романтики и человеколюбия - включая и отсутствие человеколюбия у Кулховена к зрителю.

Но это, само собой, шутка. А если серьезно, то перед вами, несомненно, один из самых выдающихся и нетипичных вестернов 2010-х. Возможно, не самый известный, зато всяк, кто его посмотрел, запомнит этот высокохудожественный "жесткач" надолго, если не навсегда.
А посмотреть "
Преисподнюю", как минимум, любителям жанра нужно. Даже если вы всё-таки нагуглили, что такое "краниокласт", и теперь боитесь подходить к этому фильму и на пушечный выстрел.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг +):

Всем, кто хочет угостить автора коньячком: