Турки любят торговаться. Так нам говорят гиды, так пишут блогеры и путеводители. Этакий общеизвестный факт.
Но есть тут некое лукавство, недоговоренность. Действительно, на рынках редко встретишь ценники, продавец озвучивает цену сам, на глаз оценивая платежеспособность покупателя. Даже в больших торговых центрах цифра на ценнике — очень часто лишь ориентир, от которого скидка следует сразу, еще до того, как ты взял в руки вещь.
Считается, что таким манёвром турецкие торговцы приглашают покупателя к торгу, который они якобы очень любят. Вопрос в другом: а люблю ли торговаться я, покупатель? Надо ли мне тратить тридцать минут чтобы сбить цену до адекватной на каждую понравившуюся вещицу? Стану ли я это делать?
Вот тут и проявляется лукавство турецкой системы торговли с туристами. Не хочешь торговаться — не торгуйся. Покупай как есть, за сколько назначено. Цена будет раза в полтора-два выше реальной. И покупают. Потому что на втором часе похода по рынку необходимость торговаться за каждую безделушку среднему европейцу изрядно надоедает. И в сухом остатке имеем в среднем в полтора раза завышенную цену. Вроде формально есть возможность, торгуйся, сбивай, дискутируй, кто мешает. А фактически — раздражает. Вообще ничего покупать не хочется.
Я умею торговаться, но не люблю. Иногда — да, можно. Особенно если крупная покупка. Помню, как-то раз в Алании больше трех часов торговались при покупке нескольких кожаных курток, два раза пили чай с продавцами, перешивали подклад, уходили, возвращались, называли друг другу последнюю цену, переводили из долларов в евро, а из евро в лиры, потом опять в доллары. Остановились, когда продавец в азарте назвал очередную цену, а потом начал от нее отказываться. Увлекся, перебрал. Турки — ребята азартные. Но слово держат. Поймали на слове, купили за сколько было обронено в пылу торга. Устали жутко. Стоило оно того? Не знаю, возможно. Но повторять желания нет.
С туриста в Турции возьмут ровно столько, сколько он может заплатить. Классическое «Сколько стоит? - А сколько у вас есть?». Вряд ли это кому-нибудь будет слишком приятно, когда по всему побережью купить что-либо сразу за реальную цену можно разве что в крупных сетевых супермаркетах.