1,2K подписчиков

"Руссо-Балт" С24/40 Торпедо (А22) в масштабе 1:43

1K прочитали

Привет моделистам и гостям канала! Сегодня героем статьи станет, на мой взгляд, одна из самых ярких саратовских моделей отечественного автопрома. А точнее, автопрома времён ещё Российской Империи!

Встречайте, Руссо-Балт С24/40 в кузове Торпедо производства Тантал (А22) в масштабе 1:43.

Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо
Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо

Историческая справка и воспоминания.

«Руссо-Балт» — марка автомобиля, выпускавшаяся на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) в Риге. Акционерное общество РБВЗ специализировалось на выпуске вагонов, а затем освоило производство трамваев, автомобилей и самолётов.

Изначально, автомобили выпускались под названием «Русско-Балтийский» (кстати, так и написано на решётке радиатора). А название "Руссо-Балт" закрепилось вследствие сокращения.

Первая серийная модель "Руссо-Балта" появилась в 1909 году под обозначением С24/30. Обозначение модели расшифровывалось так: 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 — реальная максимальная мощность. В дальнейшем выпускались модификации: С-24/35 (1912 - 1914) и С-24/40 (1913 - 1918) - версии с 35- и 40-сильным мотором, соответственно.

А в 1911-1913 годах на свет появилась внешне похожая на С24/30, но облегчённая и упрощённая модель "Руссо-Балта" К12-20. Я думаю, многие, кто посещал московский Политехнический музей, вспомнят этот чёрный Русско-Балтийский автомобиль из экспозиции. Согласно официальным данным Политеха, это единственный сохранившийся в мире экземпляр «Руссо-Балта» К 12/20 1911г.

"Руссо-Балт" К 12/20 в экспозиции московского Политехнического музея. Фото из личного архива от 09.01.2009 г.
"Руссо-Балт" К 12/20 в экспозиции московского Политехнического музея. Фото из личного архива от 09.01.2009 г.

Будучи ещё маленьким, меня сильно впечатлил этот автомобиль, и я радовался, что в нашей коллекции была его масштабная копия, пусть даже цвет её отличался. Раньше экспозиция музея была в основном здании Политеха на Лубянке, куда мы стабильно ездили по 1-2 раза в год. Ну и, конечно, не забывали заглянуть и в заветную палатку с модельками в переходе метро 😉.

Обзор модели.

Эта модель была приобретена ещё в начале 80-х годов в магазине "Подарки" в городе Балашиха. Модели без малого 40 лет! "Руссо-Балт" сохранился в отличном состоянии, за исключением потемнения золотого гальванического покрытии. Однако, если сравнить с фотографиями его реального собрата, то разница будет невелика. Может годы сделали модель только лучше? 🤔

Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид спереди)
Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид спереди)

Одновременно со своей красотой и достойной для советского периода детализацией, модель является весьма хрупкой: на массивный металлический кузов крепятся тонкостенные позолоченные навесные элементы, а также тент с тонкими ножками и натянутыми к передним крыльям "ремешками" из пластика.

По статистике, тент у этой модели - самое слабое место. На втором месте идёт поломка лобового стекла.

Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид справа)
Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид справа)

Кстати, на просторах интернета я очень редко встречал номерные модели С24/40 в подобной золотисто-коричневой расцветке. Чаще всего попадались: зелёные, голубые и красные варианты расцветки кузова С24/40, найти которые не составляет особого труда и сейчас.

Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид сзади)
Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид сзади)

Пожалуй, этой саратовской модельке повезло больше остальных - за годы выпуска, после исчезновения каталожного номера А22 на днище, она практически не претерпела изменений и упрощений. Это огромный плюс в карму! :)

Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид спереди)
Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид спереди)

У данной модели "Руссо-Балта" хорошо сохранился салон из белого пластика и всё позолоченные детали.

Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид на место водителя, укрупнённо)
Модель "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо А22 (вид на место водителя, укрупнённо)

На донышке имеется номер А22 и рядом надпись "made in USSR" под правым порогом (эта надпись меняла своё местоположение в зависимости от года выпуска).

Привет моделистам и гостям канала! Сегодня героем статьи станет, на мой взгляд, одна из самых ярких саратовских моделей отечественного автопрома. А точнее, автопрома времён ещё Российской Империи!-8

Хронология выпуска и важные даты модели "Руссо-Балт" С24/40 Торпедо:

- 1978 начало выпуска на ПО "Тантал";
- 1978-1980 комплектация модели красными (чуть позже коричневыми) сидениями;
- 1978-1980- возможная комплектация тента со стеклом заднего окна;
- 1978-1980- надпись "сделано в СССР" на "ящике" в задней части кузова между рессорами;
- 1980-1981- сидения белого или полупрозрачного цвета (капрон);
- 1980-1981- надпись "сделано в СССР" исчезает с "ящика";
- 1982-1983 - появление надписи "made in USSR" на дне модели (снизу правого порога);
1982-1983- возможность комплектования модели "цветным" (не черным дном);
1986-1987 (граница)- смена формы тента с гладкого на "пупырчатый";
- 1986-1987 (граница) - исчезновения каталожного номера А22 с донышка модели;
- в последние годы производства имел чёрный салон.

Цена модели составляла - 8 руб.

Байки из цеха.

- Модель планировали выпускать с открывающимися дверьми, но что-то пошло не так и от этой идеи создатели отказались.

- Есть мнение, что пытались отливать кузов модели из пластика.

- Первые варианты были без отверстий для штырей у тента около передних дверей.

- Это единственная модель "Руссо-Балта", где не было в планах устанавливать двигатель.

Заключение.

"Руссо-Балта" С24/40 стала первой ласточкой серии саратовских моделей ретро-автомобилей, поэтому на ней и отрабатывали разные приёмы и технологические решения (например, крепление тента, способы сборки и крепления деталей, позолоченные колёса со спицами и позолотой). А уже позже, Тантал выпустил и другие варианты "Руссо-Балтов" с кузовами: Лимузин, Лимузин-Берлин, Ландоле и Дубль - фаэтон.

И, всё-таки, именно "Руссо-Балты" остаются самым ярким, притягивающим взгляд, пятном на полке с масштабными моделями.

P. S. Волею судьбы ко мне в руки под восстановление попали несколько разбитых "Руссо-Балтов" С24/40: три зелёных и один голубой. Почти у всех сломано крепление тента и не хватает доброй части позолоченных деталей. Зато, у всех машин целы кузова. Сначала я хотел поступить с ними так же, как и с предыдущими моделями: восстановить с помощью 3D-технологий и вернуть изначальный облик. Но потом мне пришла идея поинтереснее! Но о ней я расскажу вам немного позже 😉.

С уважением, Сержик Моделист.

#руссобалт #масштабная модель #1:43 #тантал #ссср #коллекция #руссобалт С24 40 #политех #Руссо-Балт К12 20