Найти тему

Предательство собственной любви в повести И.С. Тургенева "Ася".

"- Посмотрите, как хорошо! — сказал я, невольно понизив голос.

— Да, хорошо! — так же тихо отвечала она, не смотря на меня. — Если б мы с вами были птицы, — как бы мы взвились, как бы полетели... Так бы и утонули в этой синеве... Но мы не птицы.

— А крылья могут у нас вырасти, — возразил я.

— Как так?

— Поживите — узнаете. Есть чувства, которые поднимают нас от земли. Не беспокойтесь, у вас будут крылья.

— А у вас были?

— Как вам сказать... Кажется, до сих пор я еще не летал".

И.С. Тургенев "Ася".

Иллюстрация к повести И.С. Тургенева "Ася". Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация к повести И.С. Тургенева "Ася". Иллюстрация из интернета.

В повести "Ася", названной именем главной героини, история первой любви которой занимает центральной место,

И.С. Тургенев показывает острый социальной конфликт и двойственное положение, в котором оказывались незаконнорожденные дети, появляющиеся в дворянских семьях.

Как я уже писала ранее в предыдущей статье, посвящённой творчеству Тургенева, тема любви, затрагиваемая в его произведениях помогает раскрыть положительные и отрицательные стороны главных героев и их влияние их поступков на дальнейшую жизнь и последствия, которые наступают в результате эгоизма, трусости, нерешительности. Для писателя любовь - это испытание для героев и не каждый из них с ним справляется.

Повествование ведётся от имени главного героя - господина Н.Н., который рассказывает историю о своей потерянной любви, о событиях двадцатилетней давности, когда ему было около 25 лет. Он предстаёт перед читателем как человек, который боится собственного одиночества, у которого отсутствует какая-либо цель в жизни. Он просто путешествует от скуки и любит находиться среди людей: "Я путешествовал без всякой цели, без плана; останавливался везде, где мне нравилось, и отправлялся тотчас далее, как только чувствовал желание видеть новые лица — именно лица". При этом он не хочет знакомиться с русскими и "почел долгом предаться на некоторое время печали и одиночеству".

Одиночество господина Н.Н. нарушается когда он знакомится с Гагиным и его сестрой Асей. И при знакомстве происходит удивительная вещь, которая настораживает главного героя: когда Гагин представлял свою сестру он запнулся, как будто хотел представить её несколько иначе. Это поселило в душе Н.Н. сомнение: а может быть она и не сестра его? Этот вопрос мучает его на протяжении всего повествования.

Ася, которую Гагин представил как свою сестру на момент описываемых событий была 17-й девушкой, наивной и немного диковатой, но в тоже время обладающий тонко чувствующей душой. Она - незаконнорожденная сестра Гагина (её мать была горничной в доме отца). Он описывал её следующим образом: "Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоренялись, простота исчезла. Она хотела (она сама мне раз призналась в этом) заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыдилась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею". В высшем свете она ощущала себя чужой из-за постоянных косых взглядов и фальши, лицемерия, лжи, которые она никак не могла понять и отказывалась принять их существование.

Странности в её характере ещё больше проявились, когда она полюбила господина Н.Н. Она очень изменчива и непостоянна: то смеется день напролет, то ходит мрачнее тучи. Таким образом, она пыталась привлечь его внимание.  И потом решилась признаться ему в любви, что говорит о ней как о искренней, волевой женщине, готовой целиком отдаться собственным чувствам и не боящейся в них признаться.

Иллюстрация к повести И.С Тургенева "Ася ". Иллюстрация из интернета.
Иллюстрация к повести И.С Тургенева "Ася ". Иллюстрация из интернета.

Господин Н.Н., который как ему казалось полюбил Асю, узнав от Гагина непростую историю её жизни, засомневался в собственных чувствах и готовности прожить с женщиной, находящейся в таком двойственном положении. Вместо того, чтобы сказать ей о том, что его чувства взаимны, он обвиняет Асю в том, что она все рассказала брату, выставив таким образом, его на посмешище.

Девушка услышав упрёк вместо признаний убегает. В этот момент все её надежды и мечты разрушились. Она считала себя прекрасной птицей, способной полететь над землёй, это выражалось в её готовности полностью отдаться собственным чувствам. И в диалоге с господином Н.Н., (см. начало статьи), который состоялся до того как молодой человек узнает историю Аси, он её обнадеживает, говоря о том, что крылья могут вырасти, то есть иносказательно намекает, что его любовь взаимна. Но как оказалось, Н.Н. не был готов "улететь" вместе с Асей. Поступив "благородно" по отношению к Гагину, обещая объяснить девушке, что она не может быть его "дамой сердца", он поступает "не благородно" по отношению к Асе, предавая её и вместе с тем и свою любовь.

Почему он тогда отверг девушку, не смотря на то, что любил её ? Вероятно, в силу отсутствия жизненного опыта и рационального взгляда на жизнь не знал, как ему правильно поступить в данной ситуации. А Гагин как будто подтолкнул его к этому решению, видя неуверенность молодого человека в собственных чувствах:

"- Вы хотите знать, - произнёс я твёрдым голосом, нравится ли мне ваша сестра? Да, она мне нравится...

Гагин взглянул на меня.

- Но, - проговорил он запинаясь, - вы ведь не женитесь на ней?

- Как вы хотите, чтобы я отвечал на такой вопрос?

Посудите сами, могу ли я теперь..."

Если в начале данного короткого отрывки из диалога мы видим, что у господина Н.Н. хватило смелости сказать, что Ася ему нравиться, то потом он не даёт прямого ответа на следующий вопрос, что уже переводит поведение Н.Н. из благородных в низкие. Если бы он тогда сказал, что готов жениться на Асе и её происхождение не имеет для него никакого значения, то возможно главные герои обрели бы счастье. А так, высказав сомнение, молодой человек тем самым уже тогда предаёт Асю и её любовь к нему.

У него был шанс все исправить, когда они виделись с ней в последний раз, но как уже было сказано выше, вместо того, чтобы признаться в собственных чувствах, он отвергает её.

Но потом, мы видим, что молодой человек, очень сожалел о своём поступке, винил себя в нерешительности и трусости, понимает, что не хотел такой развязки и был готов пойти на следующий день просить руки Аси. Он осознал, что совершил большую ошибку - предал собственную любовь. А теперь он понял, что у него тоже, как когда-то у Аси, "выросли крылья" и что он "может летать". Но было уже поздно, когда Н.Н. пришёл к Гагиным, то узнал, что они уехали и на прощание девушка оставила ему записку: "Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово,   одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!"

Господин Н.Н. пытался найти Асю, ездил в несколько стран, ему казалось, что стоит ему её найти, и его счастье станет возможным. Но ему пришлось осознать и другое, о чем он с грустью рассуждает: "У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - я мгновение". И теперь у него остались одни воспоминания и тот высохший цветок, который Ася ему подарила.

Был бы господин Н.Н. действительно счастлив если бы ему удалось найти Асю? Трудно ответить на этот вопрос, учитывая беспечное отношение к жизни к главного героя, не готовность прожить жизнь с одной женщиной, имеющей к тому же непростой характер, сфорировавшийся при определённых жизненных обстоятельствах. Ведь он испугался признания девушки в любви, её сильного чувства и поэтому вовремя не осознал как она ему дорога. Он понял как мимолетно счастье, если его вовремя не распознать и обращать пристальное внимание на условности, что таким образом он сам собственными руками разрушил его и как на самом деле беспощадна любовь, для которой не существует "завтра".