Найти тему
Коммерсантъ

Топливо подбирается к потолку

Евросоюз уже 7 сентября обсудит потолок цен на российский газ. России должно быть выгоднее продавать топливо по определенной стоимости, чем не продавать его вообще, пишет Bloomberg со ссылкой на внутренние документы ЕС. На днях с поддержкой подобной идеи выступила и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. В ответ на это замглавы Совета безопасности Дмитрий Медведев заявил, что Россия просто прекратит поставки газа в Европу. Транзит по «Северному потоку» тем временем уже остановлен, 2 сентября «Газпром» объявил о технических неисправностях последнего агрегата на трубопроводе. Возобновится ли прокачка, если Евросоюз введет потолок цен на российский газ? Выяснял Даниил Бабкин.

   Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Отчасти худшее уже случилось. Несмотря на остановку «Северного потока», российский газ продолжает идти в Европу. Только если в прошлом году поставки были на уровне 400 млн кубометров в сутки, сейчас — 80 млн. На этом фоне обсуждение Евросоюзом потолка цен выглядит неоднозначно. Если объемы российского газа зимой будут минимальны, зачем ограничивать их стоимость? Цена около $400 за тысячу кубов будет превышать производственные затраты «Газпрома» — так, по данным Bloomberg, рассуждают политики. Возможно, ограничение будет установлено с опорой именно на эти цифры?

Независимый эксперт Дмитрий Лютягин отмечает, что даже более низкие цены принесли бы «Газпрому» прибыль: «В этом вопросе я бы отталкивался от расчета себестоимости. В 2020 году она держалась где-то на уровне $75, в 2021-м стала выше с учетом издержек и составила порядка $80-83 за тысячу кубометров. Если дать сюда хотя бы минимальную маржинальность в размере 20%, уровень в $100 — тот самый потенциальный минимум, по которому "Газпром" мог бы поставлять топливо в Европейский союз».

Нюанс в том, что «Газпром», последовательно снижая прокачку все лето, отказывается от гораздо большей прибыли. Похоже, что валютная выручка в этой ситуации Россию не интересует, и любой потолок цен будет отвергнут, предполагает замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев:

«На рынки нефти, нефтепродуктов мы по-прежнему поставляем объемы, близкие к тем, что были до 24 февраля. И у нас есть возможность перенаправить энергорынки, а в случае с газом у нас нет никаких альтернатив Европе. В этих условиях вопрос становится сугубо политическим. Учитывая жесткую позицию, которой и правительство России, и "Газпром" придерживаются с марта, компания не пойдет ни на какие компромиссы — никакая альтернативная цена его не устроит».

А если так, то поставки в Европу могут прекратиться полностью, и об этом уже предупреждают российские власти. Возникает вопрос, что в этом случае делать, например, Венгрии и Сербии, которые сохранили доброжелательные отношения с «Газпромом», но он при таком раскладе второстепенный. То, как пройдет эта зима в Европе без российского газа, зависит в первую очередь от погоды. Регион в любом случае не замерзнет, хотя экономические последствия будут тяжелыми, говорит независимый эксперт по энергетике Сергей Вакуленко:

«Уголь, мазут. Часть газовых станций способна работать на мазуте, но с меньшим КПД, конечно. С атомными станциями несколько хуже. По максимуму, наверное, постараются высвободить газ для коммунального сектора. Возможно, цена этого решения — административное распределение топлива по карточкам. Например, каким-то отраслям промышленности оно просто не достанется. Замерзнуть из-за того, что лопаются трубы и так далее, маловероятно. Но экономический кризис может быть довольно тяжелый».

При этом следующая зима, 2023-2024 года, может быть еще труднее, говорят собеседники “Ъ FM”, поскольку при нулевых поставках возникнут проблемы с заполнением хранилищ. Но уже к 2025-му начнет работать несколько заводов СПГ в Америке, и давление на рынок ощутимо ослабнет. А Европа все это время будет искать и уже находит альтернативных поставщиков.

Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Все материалы Коммерсантъ www.kommersant.ru