6 сентября - День борьбы с Прокрастинацией.
Борьба с прокрастинацией - довольно актуальная тема для художников. Мы пообщались с действующими психологами: Оксаной Шершневой, Игорем и Вероникой Рунеевыми и подготовили для вас небольшую статью, в которой собрали советы по борьбе с прокрастинацией.
6 причин возникновения прокрастинации и способы борьбы с ней! Рассказывает действующий психолог Оксана Шершнева.
Первая причина возникновения прокрастинации - завышенные ожидания от себя. Человеку нравится рисовать. Он решил пойти учиться и стать художником. В его представлении рисуется красивая картинка, как будто он уже настоящий профи, а на деле оказывается, что это большой труд.
Важно помнить, что научиться чему-либо - это целый путь, где будут победы и неудачи. И к этому важно относится спокойно, потому что это естественно.
Вторая причина - это сравнение себя с другими.
Это может быть причиной детской прокрастинации. Мы часто любим сравнивать себя с другими, при чем обычно сравнения работают не в нашу пользу. Нам кажется, что другие люди лучше, быстрее осваивают что-то новое и легче добиваются успеха. Но мы забываем, что у каждого свой темп. У кого-то точно будет получаться что-то лучше. И это естественно!
В этом может помочь сравнение себя с собой. «Вот вчера я еще ничего не умел, а уже сегодня у меня получается нарисовать портрет, а еще я знаю разные техники. И обязательно надо хвалить себя за успехи, пусть даже незначительные. Потому что большой успех состоит из десятков, сотен и тысяч маленьких побед».
Третья причина может скрываться в иллюзиях.
Под иллюзиями понимаются такие стереотипы, как: «рисование - это творчество и получение удовольствия».
Конечно, в этом есть большая доля правды. Рисовать - это удовольствие. Но любое творчество - это еще и труд. А труд бывает нелëгким. Например, нет вдохновения или что-то не получается.
Тут вам поможет самодисциплина. Раз за разом возвращаться к тому, что нравится, не получается - пробовать снова, поддерживать себя. Ведь мастерство - это навыки. А навыки вырабатываются от того, что мы делаем что-то много раз. И к творчеству это тоже относится!
Четвертая причина - режим.
Очень часто бывает, что мы что-то делаем, не давая себе отдохнуть. А потом сильно устаем физически и эмоционально. У нас появляется накопленная усталость, и это со временем приводит к тому, что даже любимое дело может начать вызвать отвращение.
Что делать?
Отдыхать. Учиться слушать себя. Тело всегда подскажет, когда ему нужен отдых или еда.
Пятая причина прокрастинации может заключаться в страхах.
Так бывает, когда мы обучаемся и нам не все сразу становится понятным.
Но и это нормально и естественно. Если мы чего-то мы не понимаем с первого раза, не нужно бояться переспросить преподавателя.
Возможно, нужно больше времени на освоение техники. Но часто страх может показаться глупым, а стеснение заставляет нас молчать. В результате внутри копиться напряжение, раздражение, злость. И, конечно, уже ничего не хочется.
Что с этим делать?
Спрашивать, говорить о своих потребностях. Ведь в школе все преподаватели открыты и работают, чтобы объяснять, учить и помогать!
Шестая причина прокрастинации - «мне сложно!»
И это тоже нормально, потому что наш мозг на самом деле не любит учиться. На это нужны ресурсы, так как, это новое. Ему нужно выстраивать новые нейронные связи. А ему гораздо проще работать в привычном режиме, жить на автомате.
Мозг любит стабильность и боится всего неизвестного. Мы так устроены.
Что с этим делать?
Принять этот факт и формировать новые привычки постепенно, помаленьку. Со временем это станет привычным и приятным.
«Таким образом я рассказала про прокрастинацию, надеюсь вам было полезно.»
Действующие психологи Игорь и Вероника Рунеевы дополняют про борьбу с прокрастинацией следующее.
«Для нас прокрастинация такая типичная нарциссическая история.
Почему нарциссическая? Потому что происходит саботаж, откладывание или не начинание чего-то, к чему предъявляются высокие требования. Либо результат там должен быть богоподобный, либо сам процесс должен происходить ну просто великолепно!
«Я должен быть в каком-то особенном состоянии, чтобы начать. И так далее».
В связи с этим помочь в данной ситуации может следующее.
Убираем фокус внимания с результата и переносим на процесс. Придаем этому процессу следующий смысл. Звучит это так: «я намерен получить удовольствие от этого процесса».
Например, мне надо посмотреть какой-то учебный видео урок. Он долгий, полтора часа, я это откладываю и все никак не приступлю. Есть подозрения, что он может быть нудным, но я намерен получить удовольствие от этого урока. Сейчас я возьму свою любимую тетрадь, любимую ручку, суперчай и сяду и смотреть этот урок. Просто прекрасно! Буду делать какие-то пометки. Я разберу этот урок для себя, попью чаек. То есть, я сделаю это так, что получу от этого удовольствие!
Или: «мне надо нарисовать что-то, что может быть очень не просто, то, чего я раньше не делала».
Фокус с результата убираем, целимся в процесс. И в процессе этого я получаю удовольствие. Вот я сейчас буду рисовать. Мне интересно, нравится, приятно и так далее. И тогда дело движется, съезжает с мертвой точки и приводит к некому, весьма приятному разрешению.
Если этого не делать, то, как правило, дело откладывается до дедлайна, ужас перед которым пугает сильнее, чем перспективы сделать как-то не очень хорошо. И там уже делается абы как, что позволяет справиться с прокрастинацией:)
Но только в этом огромное количество страданий, напряжений и стыда.
А если дедлайна нет, то все в принципе может быть заброшено навсегда. Поэтому вот такое наше предложение. Фокус с результата на процесс и намерение в этом процессе получить удовольствие!