19,4K подписчиков

"Вий": фильм с дурной славой. Как Варлей поплатилась за роль Панночки, кто сыграл старую ведьму и как создавали нечистую силу

31K прочитали

"Вий". Один из первых советских ужастиков, который будет куда как страшнее современных фильмов ужаса. От сцены, где гроб с Панночкой поднимается в воздух и летит прямо на Хому, кровь леденеет в жилах и кажется, что сейчас из-под кровати вылезет монстр и съест тебя.

Лично я боялась смотреть этот фильм не только в детстве, но и сейчас. Но вот вчера снова посмотрела - случайно попался на одном из каналов.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Но в этот раз я решила не только досмотреть его до конца, но и поделиться с вами тем, какая чертовщина творилась во время съёмок "Вий" и после. Наливайте кофе и устраивайтесь поудобнее. Обещаю, будет страшно интересно.

С чего всё началось

Как-то промозглым ноябрьским вечером Иван Пырьев, гениальный советский режиссёр, решил экранизировать одно из самых страшных произведений отечественной литературы - мистическую повесть "Вий", написанную, как вам всем известно, Николаем Васильевичем Гоголем.

Но вот загвоздка: он и так вёл несколько проектов одновременно, и времени на съёмки ещё одного фильма у него не было. Подумал он, подумал, да и решил поручить это ответственное дело двум начинающим режиссёрам, студентам Высших режиссёрских курсов Союза кинематографистов СССР. Одного из них звали Константин Ершов, второго - Георгий Кропачёв.

Константин Ершов и Георгий Кропачев на съёмках фильма "Вий"
Константин Ершов и Георгий Кропачев на съёмках фильма "Вий"

По сути, это была их дипломная работа, которая, в случае успеха, должна была стать их пропуском в мир большого кино. К съёмкам они подошли очень ответственно, уделяли им всё своё свободное время. Но вот беда: оба этих юноши,несмотря на очевидный талант, твёрдо стояли на ногах и поэтому фильм получался очень реалистичным, обыденным что ли...

Когда Пырьев увидел отснятый материал, он схватился за голову: это был совсем не тот фильм, который он хотел бы показать советским зрителям. Не было в нём драйва, мистики, сказочности. Но деньги-то уже вложены, поэтому фильм тоже должен был выйти на экраны. Но выпустить его в таком виде означало бы одобрить заведомо провальное мероприятие, поэтому он решил позвать на помощь Александра Птушко, мастера сказочного жанра в кино, который снял "Садко", "Алые паруса", "Сказку о потерянном времени", "Сказку о царе Салтане" и множество других фантастических и очень добрых фильмов.

Птушко моментально придумал, как сделать этот фильм шедевром. И, стоит сказать, что ему это удалось на все 200%. Благодаря союзу Птушко, Ершова и Кропачёва мир увидел первый советский ужастик, который невозможно смотреть без страха.

Панночка: попытка номер 1

Когда началась работа над фильмом, режиссёры пригласили на пробы множество талантливых актрис: Ада Роговцева, Елена Санько, Светлана Коркошко и Жанна Болотова.

Вот они, актрисы, которые пробовались на роль Панночки
Вот они, актрисы, которые пробовались на роль Панночки

Все эти актрисы по-своему хороши. но не было в них чертовщинки, той самой изюминки, которая должна была быть у Панночки. Поэтому они кастинг не прошли, а вот Александра Завьялова покорила режиссёров, едва войдя на пробы.

В тот момент у неё был очень удачный макияж, который делал взгляд выразительным, роковым, томным. При этом она была немного бледна, потому что накануне весь день провела на съёмочной площадке другого фильма, а это именно то, что требовалось для образа Панночки. Актриса найдена, съёмки начались.

Уже была отснята большая часть фильма, всё шло хорошо, но вдруг Пырьев, бывший в то время директором Мосфильма, приказал снять Завьялову с этой роли и найти ей замену. Недоумевали все: режиссёры, гримёры, другие члены съёмочной бригады. Но нарушить приказ "великого и ужасного" Пырьева никто не решался.

Правда, за спиной шептались. Было несколько версий того, чем вызвана такая немилость по отношению к Завьяловой.

Согласно первой, актриса просто параллельно снималась ещё в одном фильме и не успевала скакать с одной съёмочной площадки на другую. По второй версии, Иван Пырьев подбивал к ней клинья, но она ответила ему отказом. Вот он и решил отомстить.

Третья самая странная: эту талантливую актрису обвиняли в шпионаже и, чтобы избежать скандала, Пырьев решил её заменить.

Варлей: идеальная Панночка

Как бы то ни было, но начались новые пробы и тут на кастинг пришла юная Наталья Варлей.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

К тому моменту она уже сыграла в "Кавказской пленнице" и вся страна была очарована этой девушкой с волосами цвета воронова крыла и тёмными, как ночь, глазами. Кроме того, у неё была отличная цирковая подготовка, которая должна была помочь её спокойно чувствовать себя в летающем гробу. Плюс она, которая провела половину жизни на арене цирка, не верила в приметы и была согласна играть роль покойницы.

После этого фильма она поверила в потусторонние силы, ведь в какой-то момент она чуть не погибла. Рассказываю.

Для съёмок было изготовлено целых три гроба: в одном она лежала, второй использовали для общих планов, а вот третий был летающим (его крутили при помощи крана). Для него была разработана целая система креплений: его подвешивали на подвижных металлических струнах, а Варлей (в целях страховки) пристёгивали монтажным поясом к металлическому штырю, вмонтированному в основание гроба.

Фото из свободных источников
Фото из свободных источников

Помимо этого, под балахоном Панночки была дополнительная опора, которая должна была защитить девушку от случайного падения. Однако во время съёмки страховка не сработала, и Варлей на полном ходу вылетела из гроба. Всё могло бы закончиться трагедией, но ей повезло приземлиться прямо в объятья Куравлёва (он же Хома Брут). Стоит отдать ей должное, после этого она продолжила сниматься в фильме и сыграла просто блестяще.

А вот после выхода фильма в свет она не раз жалела о том, что сыграла Панночку, ведь сразу после съёмок она слегла с тяжёлой болезнью и еле смогла выкарабкаться. После болезни она рассталась с Николаем Бурляевым, первым мужем, затем был неудачный брак с Владимиром Тихоновым (сын Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова), а карьера в кино пошла на спад.

Кроме того, во время одного морского круиза, куда её пригласили в качестве звезды, несколько раз приходилось отменять показ фильма "Вий". Можно считать это совпадением, но каждый раз перед началом сеанса начинался сильнейший шторм и все силы команды были нацелены на то, чтобы удержать корабль на плаву.

Вий и его свита

"Вий". Один из первых советских ужастиков, который будет куда как страшнее современных фильмов ужаса.-6

Для меня появление Вия было одним из самых страшных во всём фильме. Роль повелителя тьмы блестяще исполнил силовой акробат Николай Степанов, ведь для съёмок в тяжеленном костюме надо было обладать изрядными силами.

Костюм был сделан из мешковины, пропитанной смолой, руки сделаны из гипса, глаза сделаны из стекла со светоотражающей поверхностью, в веки откидывались на шарнирах.

Свита Вия была не менее ужасной, чем он сам. Вначале было разработано более пятисот эскизов нечистой силы, из которых сказочник Птушко лично отобрал самые пугающие:

Рослую нечисть играли артисты цирка, спортсмены, а мелких вурдалаков играли карлики, которых собирали по всей стране. Для пущей реальности использовали разный грим: приделывали дополнительные глаза и носы, красили лица синей краской, надевали разные маски.

Для сцены с упырями (момент, когда они сползают по стене) использовали следующий макет: из досок сколотили стену, поставили её под углом к полу. Актёры медленно сползали по ней, а оператор снимал всё это сверху, вися на кране. При монтаже это стало выглядеть так, словно по вертикальной стене ползёт толпа нечистой силы.

Получилось весьма убедительно.

Старая ведьма

"Вий". Один из первых советских ужастиков, который будет куда как страшнее современных фильмов ужаса.-8

Если актёров на главные роли нашли легко, то вот найти пожилую женщину на роль старой ведьмы было ой как непросто. Многие дамы просто отказывались играть эту роль из религиозных предубеждений. Не удалось уговорить даже Пельтцер, которая, казалось бы, играла бабушек во множестве советских фильмов.

Отчаявшиеся режиссёры предложили эту роль... актёру Николаю Кутузову, и он согласился. Однако тут же начались трудности: он настолько боялся играть ведьму, что напивался и срывал съёмки. Позже он признался, что его пугала мистика и согласился он только потому, что "хорошо платили".

Дурная слава

Этот фильм принёс актёрам и режиссёрам неудачи и даже смерти.

"Вий". Один из первых советских ужастиков, который будет куда как страшнее современных фильмов ужаса.-9

Так, сразу после выхода "Вия" в прокат, в 1968 году, в возрасте 66 лет умер Иван Пырьев.

В 1973 году умер актёр, исполнивший роль сотника - Алексей Глазырин.

В том же году не стало доброго сказочника Александра Птушко и исполнителя роли Явтуха Степана Шкурата.

Неприятности преследовали и других членов съёмочной группы, поэтому стали ходить слухи о злом роке, который преследует всех, кто был связан с этим фильмом.

Верить в это или нет, только ваше дело. Но факт остаётся фактом: этот фильм принёс несчастье все, кто участвовал в его создании. Возможно, тут и правда замешана нечистая сила, но об этом мы уже никогда не узнаем.

Вот такая вот история работы над фильмом "Вий".

А вы боялись смотреть этот ужастик? Делитесь в комментариях.

С любовью, ваша Лаванда.