Найти тему
Культурный Хаос

Олтмен: как правильно снимать фильмы без сюжета и героев

Роберт Олтмен является отличным примером того, как уже в не молодом возрасте можно круто изменить свою судьбу и творческий статус. В большое кино он пришел в 1970 году. Тогда ему было 45 лет — в это время многие его ровесники уже были режиссерами, известными на весь мир. Однако, это не помешало Олтмену ворваться в мир кинематографа и с первой попытки взять главный приз Каннского кинофестиваля с оригинальной черной комедией «Военно-полевой госпиталь». В дальнейшем Олтмен стал одним из главных режиссеров Нового Голливуда.

Фильм «Нэшвилл», о котором мы поговорим сегодня, является ярким образцом творческого стиля Олтмена. Картина практически не имеет сюжета — перед нами зрительная мозаика, которую приходится собирать из разных смысловых кусочков. Олтмен, наверное, лучший режиссер в истории, который сознательно работал с таким материалом и создавал из него величайшие произведения искусств. В его картине нет ни героев, ни злодеев, тем не менее, наблюдать за «бессюжетными» поворотами, происходящими на экране — одно удовольствие.

Кстати, ему много доставалось от критиков за подобное пренебрежение законами киноискусства. Его ленты считали бессюжетными и драматургически рыхлыми. Однако, именно это кажущаяся бессвязность позволяла режиссеру рассказать нечто большее, чем просто интересную историю. Многие диалоги в фильмах импровизировались самими актерами прямо во время съемок. Олтмен был одним из главных революционеров в том, как работать со звуком и диалогами в кино. Звуковые дорожки его фильмов буквально набиты второстепенными репликами. На первый взгляд они не несут особой смысловой нагрузки, но на самом деле именно на них держится повествовательная канва фильма. Очень важно смотреть его картины с оригинальным звуком.

Кадр из фильма «Нэшвилл», реж. Роберт Олтмен. 1975 год
Кадр из фильма «Нэшвилл», реж. Роберт Олтмен. 1975 год

Взлет творческой карьеры Олтмена совпал с трансформацией Голливуда и американского кино. В 60-е годы киноиндустрия в США находилась в стадии кризиса. Старые подходы с привлечением звезд уже не работали — молодежь предпочитала Голливуду авторское европейское кино. Олтмен стал одним из тех режиссеров «новой волны», которые влили в Голливуд свежую кровь и придали американскому кино актуальные и современные смыслы.

Это были удивительные люди — строители Нового Голливуда. Среди них — Артур Пенн, который впервые посмел облагородить на экране отрицательных криминальных злодеев, Мартин Скорсезе, показавший героя вьетнамской войны, не находящего себя в большом мегаполисе, Милош Форман, взявшийся за экранизацию романа писателя-хиппи о сумасшедшем доме. Раньше о таком кино в Голливуде бессмысленно было заикаться, а в 70-х продюсеры сами с радостью давали деньги на новые, оригинальные сюжеты.

Роберт Олтмен
Роберт Олтмен

Стоит сказать немного слов и о самом «Нэшвилле». Первоначальная идея фильма, предложенного продюсером, не особо вдохновила Олтмена. Но после непосредственной поездке на юг США, режиссер настолько вдохновился и проникся атмосферой города, что дал задание своей сценаристке провести несколько дней в Нэшвилле. В итоге вышел типичный для Олтмена фильм, в котором режиссер показал срез американской культуры Юга на фоне проводящегося здесь большого кантри-фестиваля, приправленного параллельно готовящимися выборами в президенты США. «Нэшвилл», благодаря в том числе мощному саундтреку, буквально окунает зрителя в один из центров американской культуры, делая это ненавязчиво и с огромной долей юмора, иронии и цинизма.

Кадр из фильма «Нэшвилл», реж. Роберт Олтмен. 1975 год
Кадр из фильма «Нэшвилл», реж. Роберт Олтмен. 1975 год

Перед нами, как на параде, проходят, проезжают, пролезают представители самых разных культурных и социальных слоев: музыкальные звезды, политики, хиппи-оборванцы, психические маньяки, полицейские и солдаты вьетнамской войны, служащие госпиталя, папарацци, рабочие студии звукозаписи. У каждого из них свои цели и задачи, свои характеры и мотивации, но все они связывают фильм в одно гигантское, волнующееся, постоянно меняющееся полотно. Созерцать за этим неимоверно комфортно и интересно. Одним словом, «Нэшвилл» - один из шедевров кино 70-х годов.

#кино #олтмен #новыйголливуд #голливуд