Автор телеграм-канала "Терем-теремок" предложил обсудить важную тему атеизм на примере советского человека. Достаточно сдержанно, как для этого канала. Хочу предложить и вам с этим познакомиться.
"Обещанный разговор о религии и нравственности. Точнее, о том, почему без религии общество обречено на стремительный упадок нравственности.
На государственном уровне атеистическую нравственную доктрину пытались реализовать в СССР. Никакой своей уникальной морали коммунисты не предлагали, просто взяли этическое учение христианства о человеке. То есть получилась как бы Нагорная проповедь без Христа. Можно сказать, это настоящая классика атеизма: мне не нужен Бог, чтобы не убивать, не воровать, не изменять жене и т.д.
Сегодня советские патриоты очень любят рассказывать, что в Советском Союзе было необычайно духовное и нравственное общество (не то, что у капиталистов, где всеми правит жажда наживы). Однако проблема в том, что именно исторический опыт СССР наглядно продемонстрировал тщетность попыток создать крепкую систему морали без религиозной опоры. Даже советский патриот согласится с тем, что поколения, жившие в 30-х или 50-х годах прошлого века в плане нравственности были на две головы выше, чем те, кто в эпоху "Афони" или "Ассы". Тут даже не надо копаться в статистике преступлений, разводов, алкоголизма и пр. Это же всё эмпирические факты, знакомые буквально каждой нашей семье. Наши прабабушки и прадедушки были Людьми с большой буквы. Последующие поколения - уже совсем из другого теста. Разница именно принципиальная, фундаментальная. Еще раз повторю: с этим согласится и советский патриот.
Я учился в советской школе во второй половине 80-х. И у меня нет вопросов, почему случились 90-е. Потому что любой, кто учился в 80-е в советской школе, видел как созревают эти семена. От моей школы до МКАДа - несколько километров по прямой. Обычная советская школа, не "на плохом счету". Но, если погрузиться в мир тех подростков, эта была полная жесть. Ельцинские 90-е именно оттуда, из советских 80-х. А школьники 80-х - из советских семей, созданных теми, кто родился в послевоенное время. И эти люди уже не смогли воспитать приличных детей. Их родители и бабушки-дедушки, родившиеся в царской России смогли. А они уже нет. Поэтому их дети, учившиеся в школах в 80-х, были зверятами без каких-либо нормальных представлений о добре и зле, без уважения к старшим, друг к другу. Полная отвязность от всех норм и принципов. Конечно, не все были уродами, далеко не все, но уроды доминировали, а основная масса была именно массой.
На пожелтевших фотографиях из семейных альбомов на нас смотрят люди, о чьей нравственности мы бережно храним светлые воспоминания. Вот моя прабабушка, например, довольно рано потеряла мужа и одна воспитывала шестерых сыновей, работая в колхозе за трудодни. Отработала день, а тебе вместо денег рисуют палочку в журнале, и живи как хочешь. И она жила, не позволяя себе принести домой из колхоза ни яичка (Ленина, кстати, считала антихристом). И моя прабабушка не исключительный пример какой-то. Нет, это были поколения такие - которые не могли себе позволить взять чужого. Она умерла в 1967 году. А через 20 лет вся советская страна жила по принципу "тащи с работы каждый гвоздь, ты здесь хозяин, а не гость".
Когда советские патриоты рассказывают о великих советских поколениях, они имеют в виду совсем не поколения 70-х или 80-х. Нет, их взор устремлен в далекое прошлое - "поколения победителей", вот это вот всё... Только прикол в том, что те поколения были как раз НЕСОВЕТСКИМИ (моя прабабушка родилась в 1878-м). Они родились в совершенно другой стране и были воспитаны в совершенно другой системе ценностей и по другой методике. А куда ж это всё делось? Почему последующие поколения так стремительно становились всё хуже и хуже? Как так получилось, что стоило лишь ослабить административную хватку КГБ и партийного контроля, как огромная страна ухнула в бездну 90-х?
По тонкому льду атеизма 2/2
Советский патриот скажет, что во всем виноват Чубайс. Или Горбачев. Что всех испортил квартирный вопрос капитализм. Но истинные причины духовной катастрофы, постигшей советское общество, очевидны. Их задолго до этого кризиса, еще в 1895 году, описал умница Тихомиров:
"Где же самый источник нравственной силы, способной к развитию и дисциплине? Он только в религии. Все остальные воспитательные средства, какими располагает общество, лишь распределяют нравственную силу, порождаемую религией, могут ее разумно сберегать и направлять, могут, напротив, расточать и заглушать, но во всех этих случаях общественный строй производит лишь различные операции, умные или глупые, над силой, которой он является только хранителем, а не источником.
...Общество в самом себе не имеет достаточного авторитета для личности. Человек духовной стороной природы своей возвышается над обществом как процессом органическим. Непоколебимый авторитет для руководства личности дает только Высочайшая Личность Божества, источник тех духовных стремлений, которые для человека дороже всего на свете. Лишь божественное руководство человек способен признать как всегда правое, всегда целесообразное для себя, только Богу он способен верить настолько, чтобы подчиниться даже тогда, когда не понимает, почему именно нужно в данном случае подчиниться... Без религии общество имеет в своем распоряжении только слепую привычку да чисто принудительную дрессировку. Но оба эти средства, хотя и полезные, способны только некоторое время поддерживать, а не порождать нравственную дисциплину, с ними личность может лишь мириться, а не находить в них нравственное удовлетворение.
Общество, воспитанное религией и затем ее утратившее, может несколько времени прожить накопленными привычками, но без нового притока живой силы наследство прошлого раньше или позже иссякает, и тогда наступает опасность банкротства, уже столь близко рисующегося пред современным миром".
Покамест инерция дореволюционной христианской жизни в русском народе сохранялась (по сталинской переписи более половины опрошенных указало себя в качестве православных, и это в условиях гонений на Церковь!), всё было более-менее. Но чем дальше мы удалялись от подлинных (религиозных) истоков нравственности, тем глубже советское общество проседало в трясину безнравственности.
Прочитав всё это, атеист устало вздохнет и возразит: ну вот я же никого не убил, ничего не украл, налоги плачу, жене не изменяю, и, представьте себе, без какой-либо веры в вашего Боженьку. Здесь будет уместно вспомнить английского философа Фрэнсиса Бэкона: "Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну".
Дело в том, что атеист, описывая свою внерелигиозную мораль и достигнутые на этом поприще успехи (как ему кажется), всегда упускает из виду важнейший момент - среду, в которой он вырос. Легко и просто быть нравственным безбожником в христианском обществе. А мы всё еще живем именно в христианском обществе, несмотря на страшный упадок веры, который переживает европейская цивилизация. Христианскими заповедями, христианским взглядом на мир и человека пока еще пропитана окружающая нас ткань мироздания, и еще нескоро люди окончательно озвереют, чтобы в открытую взбунтоваться против Бога. И вот, живя в таком обществе, где все еще ясно светит идеал, сформированный веками развития под сенью Креста, очень легко быть нравственным человеком. По сути, это паразитирование на христианстве. Тебя со всех сторон окружают люди, пытающиеся быть христианами, и в такой компании, конечно, несложно оставаться человеком. Ты знаешь, что если ты упадешь - тебе протянут руку, а если твой кошелек выпадет из кармана - тебе крикнут вслед. В такой компании и самому легко оставаться человеком. Но сможешь ли ты им остаться в окружении зверей?".
От себя лишь добавлю к написанному. Прежде всего, согласен с каждым словом. И второе. Общество, в котором вера является определяющей, достигает истинного величия. Потому что воровать, обманывать, изменять, убивать и осквернять - НЕКОМУ. А любой, кто это соберётся совершить, прежде всего боится суда Божьего, который неотвратим.