Именно столько президент сказал нам, чтобы мы увеличили численность нашей армии. Но в нынешних условиях это практически невозможно
Президент Владимир Путин своим указом распорядился с января 2023 года увеличить численность военнослужащих в Вооруженных силах на 13,5%. Точнее, на 137 000 солдат и офицеров (с 1 13 628 до 1 150 628).
Таким образом, ровно через полгода после начала военной операции в Украине российское правительство вынуждено начать извлекать один из своих главных уроков. А именно, признать, что не только стремлением минимизировать потери среди мирного населения Украины объясняется просто улиточный темп нашего наступления на позиции противника. Не менее важным объяснением этого явления является банальная нехватка солдат и офицеров на фронте. В основном в пехоте, артиллерии и танковых войсках. В ходе боевых действий порой совершенно некому заменить и пополнить их ряды.
Это может показаться удивительным только неспециалисту: имея пятую по численности армию в мире (впереди только Китай, Индия, США и Северная Корея), наша страна остро нуждается в живой силе в боевых действиях с отнюдь не самой могучей в военном отношении Украиной.
По данным из открытых источников, группировка наших войск, участвующих в боевых действиях, составляет примерно 150 000 солдат и офицеров сухопутных войск, ВДВ, морской пехоты, Росгвардии и Воздушно-космических сил. Средний возраст этих военнослужащих, по данным Минобороны, составляет до 40 лет. Плечом к плечу с ними сражаются подразделения Народной милиции ДНР и ЛНР общей численностью до 70 000 "штыков".
Теперь посмотрим на другую сторону фронта. За четыре волны непрерывных мобилизаций Украине удалось поставить на поле боя в четыре раза больше солдат, чем нам. До миллиона "захистников". Неважно, какой учебник по теории наступательных операций вы откроете - при таком соотношении сил на фронте и в тылу у Москвы мало шансов, что линия фронта бодро покатится на запад.
Однако в рамках нынешних возможностей Генштаба ВС РФ подкрепить героические российские части и соединения, насмерть сражающиеся за Украину, нет абсолютно никакой возможности. Хотя бы потому, что общая численность российских сухопутных войск, которые тащат на своем хребте основную тяжесть нынешней спецоперации, на начало этого года не превышала 280 000 военнослужащих. Почти половина из них сейчас находится в окопах на Украине. Их необходимо периодически отводить в тыл для отдыха и переформирования. А остальные должны надежно прикрывать Калининград, Санкт-Петербург, границы с Финляндией и Афганистаном, Курильские острова, Сахалин, арктическое побережье. Можно ли все перечислить?
Как бы вы описали Генеральный штаб? Правильно: "Всех созвать!". То есть, собрать тех, кто хочет воевать по всей стране. Что военные и начали делать пару месяцев назад в виде добровольческих батальонов, основную нагрузку по формированию которых (в первую очередь - финансирование) вроде бы добровольно взяли на себя четыре десятка регионов нашей страны.
10 июля газета "Свободная пресса" подробно осветила это в статье "Впервые Россия вводит в бой за Украину добровольческие батальоны".
По данным Американского института изучения войны, Москва сейчас формирует в общей сложности 52 таких батальона для проведения спецопераций в Украине. За рубежом считают, что они будут сведены в новый 3-й армейский корпус Вооруженных сил России, который уже проходит боевую перенастройку на главных полигонах всех наших военных округов и флотов.
Некоторые эксперты поспешили объяснить увеличение общей численности Вооруженных сил с 2023 года тем, что президент поторопился зачитать указ Путина этим добровольческим батальонам. На мой взгляд, это не совсем верно.
Прежде всего потому, что наша армия уже давно хронически недоукомплектована. По данным сайта "Солдаты России", на 1 января 2022 года, до указа в ней служило всего 766 000 солдат и офицеров. Таким образом, даже тогда, до разрешенной Путиным численности Вооруженных сил, не хватало около 257 000 человек в погонах.
Нет сомнений, что этих вакансий с лихвой хватило бы на весь 3-й армейский корпус, который, разумеется, не был включен ни в какие таблицы. Расчет здесь прост. Если согласиться с американской разведкой, что действительно будет 52 добровольческих батальона со своими частями усиления и каждый батальон содержит где-то от 300 до 500 человек, то на выходе мы будем иметь около 20-25 тысяч новобранцев и офицеров, готовящихся пополнить нашу группировку на Украине.