Учитывая огромный успех трилогии Питера Джексона "Властелин колец", попытка повторить этот успех, тем более на малом экране, может показаться глупой затеей. (Черт возьми, Джексон сам пытался адаптировать "Хоббита" в столь же обширную тройку фильмов, но с гораздо меньшим успехом). И все же Prime Video намерен сделать именно это с помощью "Властелина колец: Кольца власти" - пятисезонным гамбитом, на разработку которого для потокового сервиса, по сообщениям, был потрачен миллиард долларов и первые два эпизода которые вышли в эту пятницу.
Это сериал, который очень хочет выделить себя как свежий взгляд на материал, вплоть до того, что он создан на целую эпоху раньше приключений Фродо Бэггинса и его Братства. Но он также делает все возможное, чтобы пробудить в нас ностальгию по фильмам Джексона, от костюмов до музыки и общего дизайна, что иногда делает его похожим на магазинную версию того же самого. И все же, при всей похожести на "Игру престолов", пышное оформление и обещание пяти сезонов для рассказа истории заставляют меня думать, что у этого приключения есть потенциал - даже если мы пока его не видим.
Как и другой крупнобюджетный фэнтези-спинофф, который только что вышел, "Кольца власти" посвящены событиям в культовом мире меча и колдовства за сотни лет до известных нам приключений. Если уничтожение Саурона произошло в Третью эпоху, то действие сериала происходит во Вторую, спустя век после того, как эльфы покинули свой светлый край Валинор, чтобы распространить свою империю на новый континент под названием - вы угадали - Средиземье. Там они вели многовековую войну со злым Морготом, после поражения которого остались орки и таинственный генерал по имени Саурон.
Действие "Колец власти" происходит в этом непрочном мире, когда мир пытается восстановить себя после разрушительного конфликта. При этом разработчики сериала Джей Ди Пейн и Патрик МакКей стараются заполнить пробелы в миростроительстве между самым началом мира Дж.Р.Р. Толкиена и последующими легендами, черпая вдохновение в приложениях к оригинальным книгам "Сильмариллион" и различных кусочках преданий, вписанных на полях классических текстов Толкиена.
Хотя действие происходит за много веков до выхода оригинальных книг, несколько знакомых лиц остались. Мы видим более молодые версии Элронда (Роберт Арамайо, "Игра престолов"), который теперь является интеллектуально любопытным политиком, служащим под началом короля Гил-Галада (Бенджамин Уокер). И, конечно же, Галадриэль (Морфидд Кларк из "Святой Мод"), эльфийская воительница, охваченная местью Саурону за убийство своего брата. Оба прекрасно играют - нежное лицо Арамайо с фонарными щеками является захватывающей отправной точкой, ведущей нас к кальцинированному администратору Хьюго Уивинга в фильмах Джексона, а лукавая воительница Кларк все еще похожа на Кейт Бланшетт, даже когда ее посеребренные доспехи напоминают о "Елизавете: Золотой век" в той же степени, что и Галадриэль. (Возможно, мы увидим и другие узнаваемые имена, хотя в первой паре эпизодов они вряд ли будут названы).
Гигантский бюджет "Кольца Всевластия" и столь же раздутый актерский состав позволяют нам заглянуть и в другие ранние уголки Средиземья. Мы видим хоббитов в Шире, но они еще не совсем хоббиты (здесь их называют "арфутами"), и они еще не совсем видят Шир. Но то же любопытство и невинность, которые мы видели в Фродо Бэггинсе, существуют, особенно в широких, выразительных глазах Нори (Маркелла Кавенах), которая так же жаждет приключений. Гномы продолжают строить свои подземные богатства, а король Дурин III (Питер Муллан) и его сын Дурин IV (Овайн Артур) обдумывают новые просьбы эльфов. А далеко в землях людей орки и гоблины-людоеды дают о себе знать как обедневшим людям (как юный Тео в исполнении Тиро Мухафидина), так и эльфам (лучник Арондир в исполнении Исмаэля Круса Кордова).
Слишком много сюжетного материала, чтобы охватить его даже в первых двух сериях, и хорошо, что я не пытаюсь - рекламные материалы призывают нас "сохранить [сериал] особенным для фанатов". Но я могу сказать, что он выглядит великолепно, особенно в рамках потокового телевидения. Несмотря на то, что в некоторых случаях он страдает от плоского телевизионного освещения, а некоторые эффекты зеленого экрана не вызывают такого же чувства благоговения, как в фильмах Джексона, здесь есть потрясающие виды и элегантно созданные эффекты существ.
Но вы можете бросить все деньги CGI в мире на сериал, и это не сделает его более стремительным или его персонажей более убедительными. В этом и заключается главная неудача "Кольца Всевластия" в самом начале, поскольку его первый эпизод функционирует как несколько сухая, производная прелюдия, наполненная бесконечными сценами политиканства и эльфами, трубящими на зеленых экранах или в элегантно обставленных конференц-залах. Вряд ли это самое захватывающее начало серии, в котором удручающе много места и больше двухстрочных персонажей, чем можно было бы потрясти палантиром.
К счастью, во втором эпизоде ситуация значительно улучшилась, стали более ясными ставки для дуги Элронда на протяжении всего сезона, и больше времени уделяется гномам и арфутам королевства - несомненно, самым харизматичным представителям Средиземья. Мы также получаем иногда порцию экшена, чтобы разбавить всю эту политическую возню, и он хорошо продуман, от использования Галадриэль меча в качестве батута, чтобы убить тролля, до явно "Зловещих мертвецов" - встречи с гоблином в сельской хижине.
На самом деле, что мешает "Кольцам власти", так это их дразняще производный дизайн, который напоминает трилогию Джексона и в то же время утверждает себя как нечто совершенно новое. Костюмы отдают дань уважения пышным нарядам Нгилы Диксон для оригинальных фильмов, вплоть до шипованного шлема Саурона; классическая партитура Беара МакКрири кажется уместно большой, но не выделяется таким же задорным рвением, как у Говарда Шора. (Шор даже использовал заглавную тему, как будто сравнения недостаточно очевидны). Пэйн и МакКей хотят получить свой пирог и съесть его тоже, стилизуя этот фильм как прямого предшественника фильмов, которые полюбились многим поколениям кинолюбителей, не объявляя его чистым каноном. Я бы предпочел совершенно новую концептуализацию Средиземья, а не попытку оседлать драконьи хвосты своих вдохновителей.
Хотя первые два часа показались немного суховатыми, в прочном мире "Кольца власти" есть много перспектив - надеемся, достаточно, чтобы преодолеть скованность пролога. Мне кажется несправедливым судить о сериале по тому, что составляет, по скромным подсчетам, 1/15 часть его предполагаемой продолжительности. Мир Толкиена огромен, он наполнен огромным количеством истории и десятками персонажей, которые стремятся спасти свой маленький уголок этой фантастической земли. После того, как все эти мифические декорации убраны с дороги, нам остается только посмотреть, что Пэйн и МакКей сделают с предоставленным им временем (и небольшим состоянием).