Найти в Дзене
Bond Voyage

ГРУ против ЦРУ. Гл.5 Вокруг "Чёрной дыры"

Оглавление

Начало романа "ГРУ против ЦРУ"

Глава 4. Шпионская паутина

Эрих Краузе был опытным работником в сфере информации. Обрабатывая ежедневно массу сообщений, умел отличить зерна от плевел. Он чувствовал, что сведения, поступившие от нештатного консультанта «Наутилуса» Княжева, очень интересны, и могли принести ему хорошие дивиденды, если толково распорядиться материалами русских экспортеров оружия.

Проводив своего информатора, Краузе выдвинул длинный ящик с папками, где хранилось обширное личное досье, которое он подбирал долгие годы. Пальцами зацепил за корешок нужной папки, вынул из ящика, раскрыл ее и стал перебирать листы с записями. Вот и справка, которую он искал. Память его никогда не подводила.

Российские подводные лодки для ВМС Ирана

«Советский Союз 17 мая 1990 г. подписал соглашение с Ираном, в соответствии с которым взял на себя обязательство построить для Иранских военно-морских сил на Ленинградском судостроительном заводе «Адмиралтейские верфи» шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ и поставить для них необходимое вооружение.
Строительство лодок этого проекта, также именуемого «Варшавянкой», так как планировалось вооружить этими лодками флоты стран-участниц организации Варшавского договора, велось в СССР с 1982 года. Проект 877ЭКМ («Экспортный Капиталистический Модернизированный») разработан специально для действия в тропических условиях. Он получил наименование «Палтус». В странах НАТО оба этих проекта обозначаются, как подводные лодки «Кило».
Водоизмещение подлодки составляет в подводном положении 3040 тонн, максимальная подводная скорость 17-19 узлов при рабочей глубине погружения в 240 метров. Лодка приводится в действие тремя дизель-генераторами по 1000-1500 кВт или главным электродвигателем мощностью до 5500 л.с. Вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533, автономность плавания – 45 суток.
Дополнительным соглашением от 24 апреля 1991 года планировалось оказать Ирану помощь техническую помощь в создании и дооборудовании в Бендер-Аббасе шести объектов берегового базирования подводных лодок проекта 877ЭКМ с поставкой специального имущества. Общая сумма обоих контрактов составила 1,6 млрд. долларов, причем каждая лодка стоила 250 – 300 млн.
После распада Советского Союза Российская Федерация гарантировала выполнение всех заключенных ранее соглашений. Первую из заказанных Ираном подводных лодок с бортовым номером «Б-175» заложили на стапеле «Адмиралтейских верфей» 5 апреля 1991 года, 24 сентября того же года спустили на воду, а приемный акт подписали 25 декабря 1991 года.
В учебном центре ВМФ в Риге (Латвия) прошли подготовку к эксплуатации кораблей этого проекта два иранских экипажа подводников. 24 сентября 1992 года подводная лодка «Б-175» ушла из Риги в Иран, правительство которого оплатило весь переход.
Лодка шла в сопровождении вспомогательного судна Балтийского флота «Плутон», на котором российский экипаж потом возвратился в Санкт-Петербург. Субмарина благополучно прибыла в иранский порт Бендер-Аббас и 21 ноября 1992 года была передана заказчику, который присвоил ей наименование «Тарег» и бортовой номер 901. Через два дня ее продемонстрировали общественности в порту Бендер-Аббас.
Пл "Тарег" Фото из Интернета.
Пл "Тарег" Фото из Интернета.
В последующие годы Россия построила и передала Ирану еще две однотипные подводные лодки. Три этих корабля стали основной ударной силой иранского флота. По мнению географических соседей Ирана, они представляют собой серьезную угрозу для всего региона Индийского океана, в том числе и из-за своего низкого уровня шумности, что делало их незаметными. На Западе субмарины этого проекта стали называть «Черной дырой».
Основной целью использования подводных лодок российской постройки для Ирана являлось установление собственного контроля в Ормузском заливе, на который приходится четвертая часть нефтяных запасов мира.
Официальные лица США неоднократно делали попытки предотвратить передачу подводных лодок Ирану. В январе 1992 года государственный секретарь США Джеймс Бэйкер поднял проблему продаж субмарин и оружия на встрече с президентом Ельциным и другими российскими высокопоставленными лицами в Москве.
Несколько ранее американские опасения по поводу экспорта оружия в Иран были высказаны в ходе визита в Россию делегации во главе с заместителем государственного секретаря по международной безопасности Реджинальдом Бартоломью.
В дальнейшем под давлением Вашингтона российско-иранское сотрудничество в военно-технической сфере все же было свернуто, и прежние соглашения выполнены не в полном объеме».
Другой документ в той же папке касался остроты взаимоотношений между Россией и США в этом вопросе, поскольку американские официальные лица делали все, от них зависящее, чтобы прекратить поставки военной техники из России в Иран.

О возможных санкциях США в отношении России

«Газета «Нью-Йорк Таймс» от … опубликовала статью, в которой говорится о существовании некоего документа, согласно которому Россия обязалась прекратить поставки вооружения и боевой техники Ирану после 31 декабря 1999 года. В свою очередь американская сторона подтвердила свое обещание не накладывать на Россию экономические санкции, под которые автоматически попадают все государства, поставляющие оружие странам, которые поддерживают террористов».
Диссонансом со статьей в американской газете звучало выступление министра иностранных дел Российской Федерации, который заявил, что язык санкций – не тот язык, на котором можно разговаривать с Россией. «Российская сторона строго выполняет международные обязательства как в торговле вооружением с Ираном, так и с другими странами. Россия строго выполняет все международные обязательства и в том, что касается режима нераспространения оружия массового уничтожения. Если у кого- то имеются какие-то озабоченности, то нужно эти озабоченности обсуждать, рассматривать в рамках конструктивного диалога, с тем чтобы такие озабоченности снимать».
Российские официальные представители прямо указывали на то, что США и сами были не прочь заняться прибыльным бизнесом, торгуя оружием с Ираном. Текст на одном из листочков досье свидетельствовал:
«4 марта 1987 года американский президент Рональд Рейган выступил по телевидению и признал факт ведения переговоров с Исламской Республикой Иран о продаже американского оружия через Израиль взамен на освобождение американских заложников. В конечном счете, иранцы получили необходимое им для продолжения войны с Ираком американское оружие, которое служило и их иракским противникам. Многие детали этого скандала навсегда останутся неизвестными».

Краузе вынул из ящика новую папку и внимательно просмотрел короткую справку. Она касалась основного экспортного конкурента российских подводных лодок «Кило».

Германская подводная лодка типа 209

«Скорость надводная 11,5 узлов, подводная – 21,5 узлов. Рабочая глубина погружения 200 метров, предельная – 280 метров. Автономность плавания – 50 суток. Экипаж – 30 человек. Стоимость – около 200 млн. долларов. Силовая установка – четыре дизель-генератора (4х1250 л.с. и 4х900 кВт). Вооружение: восемь носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм».

Хорошие лодки, подумал Краузе, но староваты по сравнению с русскими, потому что «клепают» их еще с конца 60-х годов. Кому только Германия их не продавала, являясь крупнейшим европейским экспортером дизельных подводных лодок.

Вот еще справочка:

«Немецкие подводные лодки типа 209 на 100% формируют военно-морские силы Турции, Кипра и всех стран Латинской Америки, располагающих возможностями содержать неатомный подводный флот. По расчетам, страны НАТО и, главным образом Германия, способны выпускать 19 дизельных подводных лодок ежегодно, а внутренняя потребность стран НАТО – всего две-три субмарины в год. Постоянно существует большая необходимость продажи остальных полутора десятков кораблей.
Для продвижения своих продаж Германия использует соглашения, гарантирующие поставки запасного оборудования, в том числе, новейших разработок. Такие контракты уже заключены с Южной Кореей, Индией и Аргентиной.
Латиноамериканцам давно по душе лодки именно этого типа, потому что они практически идеальны для прибрежных действий в позиционном положении. Малая шумность и небольшие размеры делают ее почти неуловимой на мелководье. Например, во время англо-аргентинского военного конфликта вокруг Фолклендских островов аргентинская подлодка «Сан Луис», закупленная в Германии, избежала обнаружения со стороны мощных противолодочных сил английского флота.
Однако с начала 90-х годов заказы на лодки этого типа резко сократились, вопросы с подписанием новых контрактов стали решаться очень тяжело».

«А тут русские со своим проектом «Кило» объявились и начали перекраивать международный рынок, – продолжал размышлять Краузе. – Хорошо еще, что немцам удалось перехватить у них инициативу и буквально вырвать из рук Москвы контракт с Индией. В ответ русские договорились с Ираном и подготовили соглашение с Китаем».

Нет, Эрих не просто протирал штаны вдали от родных мест, в этом «Наутилусе», и перебирал бумаги, его на этот пост направили руководители германского концерна «Хотвальд», авторитетного производителя неатомных подводных лодок. На него рассчитывают, как на штатную боевую единицу, которая должна участвовать в жестокой войне с конкурентами и обеспечивать концерну приоритеты для подготовки новых экспортных контрактов. В войне за огромные деньги!

Размышления господина Краузе, основанные на тщательном анализе проданной ему Стасом Княжевым информации о транспортировке запчастей для подводных лодок из России в Иран морем на грузовом теплоходе, привели к тому, что в педантичной немецкой голове сложился четкий план.

Главной целью этого плана являлась дискредитация русских торговцев подводными лодками «Кило» на мировом рынке вооружений для того, чтобы немецкие производители субмарин на фоне разразившегося международного скандала получили хоть временное преимущество в продвижении собственной продукции в те страны, которые колебались в выборе между главными конкурентами, между Россией и Германией.

Для достижения поставленной цели сведения о теплоходе, перевозящем тот самый груз, пойдут из «Наутилуса» в Гамбург руководителям концерна «Хотвальд», чтобы боссы своевременно договорились с властями об обязательной задержке русского судна и досмотре его груза. Русский капитан, скорее всего, поведет теплоход коротким путем через Кильский канал, расположенный в Северной Германии, чтобы сэкономить время в пути. На входе в канал, в Кильском порту, судно нужно задержать. В грузовых документах запчасти для субмарин будут обозначены, как совершенно мирный груз. На этом несоответствии русского капитана следует поймать, а судно арестовать для проведения расследования. К расследованию подключить прессу, пусть журналисты пошумят на весь мир о том, что русские тайно снабжают оружием государство, поддерживающее террористов.

Конечно, через месяц-два российская сторона докажет, что перевозки осуществляются на законном основании, юристы у них сильные. Но кому в мире после громкого скандала нужна истина, если дело уже сделано?

Да, Эрих Краузе хорошо знал свое дело. Он дождался дня, когда Княжев появился у него с копиями всех документов, входивших в пакет по экспортному грузу на Иран из Петербурга. В них указывалось название теплохода – «Композитор Бородин» – и точная дата его выхода в море из порта погрузки.

Весь пакет срочной почтой полетел из Москвы в Гамбург. Краузе толково распорядился доставшейся ему в руки информацией и получил за ее реализацию от своих боссов хорошее вознаграждение, на порядок превышавшее те суммы, с которыми выходил из его кабинета Стас Княжев.

Через несколько дней после описанных событий, происходивших в центре Москвы, в другой части Европы, точнее, в большом немецком портовом городе Гамбург проводилась конференция руководящего и конструкторского состава всех судостроительных и судоремонтных предприятий Германии.

Устроители этого ежегодного всегерманского форума использовали для своих нужд вместительное здание гамбургского Конгресс-центра. Шестиэтажная громадина из стекла и бетона как-то обыденно вписывалась в городские постройки между улицами Ам-Даммтор-штрассе и Марсель-штрассе недалеко от площади Генземаркт. Двенадцать залов Конгресс-центра, каждый из которых мог принять одновременно до пяти сотен гостей, совершенно не пустовали: так много участников всякий раз собирало это мероприятие.

На просторной площадке с натертым до блеска янтарным паркетом возле широкой лестницы, по которой вверх и вниз двигались участники и гости конференции, во время перерыва между заседаниями собралась группа людей. Их внешний вид и манера держаться указывали на то, что здесь собрались представители высшего звена руководства германского судостроения.

Приколотые к лацканам их пиджаков пластиковые «бейджики» свидетельствовали, что двое из этих господ входили в число владельцев судостроительного завода «Хотвальд», специализировавшегося на производстве подводных лодок. Судя по всему, тема их беседы вызывала единый интерес у всей группы.

– Есть сведения, господа, что русский грузовой теплоход «Композитор Бородин» везет из порта Санкт-Петербург запчасти и оборудование для подводных лодок «Кило», которые Россия продала в Иран. Груз направляется в иранский порт Абадан, – сообщил собеседникам высокий седой господин в дымчатых очках, куривший трубку.

– Вы намерены как-то использовать эту информацию, герр Штуде? – поинтересовался один из его партнеров.

– Да, мы предполагаем, что судно «Композитор Бородин» пойдет из Балтийского в Северное море коротким путем через Кильский канал. В порту Киль судно будет поставлено к таможенному причалу, а груз подвергнется досмотру в связи с тем, что имеются основания считать эту партию груза явным нарушением международных требований, определяющих порядок торговли оружием с рядом стран, которые подвергаются санкциям мирового сообщества.

– Какие причины позволяют считать, что в этом случае имеются нарушения?

– Русские везут новые образцы техники, которые созданы недавно и прежде никогда не продавались за границу.

– Вы думаете, что этих причин достаточно, чтобы предъявлять русским претензии по поводу нарушений?

– Если в результате досмотра не будет выявлено никаких нарушений, владельцу груза будут принесены официальные извинения. Но мы думаем, что нарушения будут найдены. Кстати, такого же мнения и наши деловые партнеры из Соединенных Штатов.

– Каким образом американцы подключились к этому делу?

– Вы, наверное, слышали мое выступление на сегодняшнем пленарном заседании. Уже не секрет, что наша верфь намерена продать лицензию на строительство нескольких подводных лодок коллегам из-за океана. Они не так давно получили разрешение своего государственного департамента на такую деятельность. Теперь у нас с ними взаимовыгодное сотрудничество, поэтому мы сочли возможным поделиться с единомышленниками полученной информацией. Кроме того, их помощь будет необходима в том случае, если теплоход «Композитор Бородин» не пойдет по каким-то причинам через Кильский канал, а направится в сторону Датских проливов. Тогда придется проводить досмотр интересующего нас груза в каком-то другом месте.

Беседа германских судостроителей и судовладельцев продолжалась минут десять. Мимо них проходили другие участники конференции, останавливались, что-то спрашивали, спускались вниз по лестнице. Но беседовавшим господам казалось, что содержание их разговора больше никого не интересует, поэтому спокойно продолжали беседовать друг с другом.

Продолжение Глава 6. О важности телефонных разговоров.

Автор Илья Дроканов. Консультировал и оформлял Bond Voyage.