846 подписчиков

Энциклопедия Формулы-1, или как понять мир «королевских автогонок»

255 прочитали
Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.
Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.

Формула-1 – это самый престижный и сложный вид автоспорта, который вызывает трудности в понимании у новых зрителей этих сумасшедших гонок. Нередко этот вид спорта называют «Королевскими гонками». Но почему? Казалось бы: руль, какое-то авто, какие-то шины и дополнительные элементы – выходи себе на трассу и управляй, делов-то?

Как и любой спорт, Формула-1 имеет свои правила и требования. Туда не так просто попасть, что называется, «с улицы», точнее, практически нереально. Как и любой спорт, у «королевской гонки» имеются свои риски, взлеты, падения, легенды, интриги и трагедии.

Мы хотим запустить череду публикаций, связанных с раскрытием основных этапов и основных моментов развития и становления Формулы такой, какая она есть сейчас, вероятно, обращаясь и к похожим дисциплинам автоспорта.

Но всегда следует начинать с простого. И в данном материале мы поможем Вам разобраться в общих аспектах Формулы - 1 на довольно понятном языке для новичков, особо не залезая в дебри, ведь, как известно, не всегда удается с ходу понять всю суть конкретного спорта.

Материал опубликован на нашем сайте.

Формула-1

Много легенд и споров ходит между «главными» людьми в Формуле-1, но по официальной информации от самой F1 началом её деятельности можно считать год проведения первого Гран - При, а именно 13 мая 1950 года на трассе Сильверстоун, на которой и по сей день проводятся «королевские гонки».

Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.
Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.

С 1950 года многое поменялось. Неоднократно менялись правила и концепция болида: если же говорить подробнее за сам болид, то основными его деталями являются двигатель и аэродинамика, а вместе два этих показателя дают невероятную скорость.

Как нетрудно догадаться, мечта каждой команды выражена в стремлении построить самый быстрый и надёжный болид, но за многолетнюю историю Формулы - 1 мы убедились, что это не так уж и просто.

Гоночный уикенд в Формуле-1: что это такое и как он проходит?

Довольно сложно дать какое-либо однозначное определение этому термину, но мы постараемся. Пожалуй, гоночный уикенд – это комплекс мероприятий, при котором готовятся и выступают автогонщики на заданной трассе. Гоночный уикенд начинается в пятницу свободными практиками, а заканчивается гонкой в воскресенье.

Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.
Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.

Любой уикенд начинается со свободной практики, где гонщики в течение часа изучают трассу, все её аспекты и собирают важную информацию для стратегов и инженеров команды. Всего таких практик традиционно проводится 3, но при учёте спринт формата (о котором мы расскажем ниже) всего лишь две тренировки.

Квалификация определяет стартовую позицию в воскресенье по итогам лучшего круга пилота. Она проходит в 3 сегмента: Q1, Q2, Q3. В Q1 отсеиваются 5 гонщиков, в Q2 еще 5 гонщиков. В Q3 остаются уже 10 гонщиков, которые, в свою очередь, борются за поул-позицию, то есть за первое место на стартовой решетке.

В воскресенье проходит финальный и самый волнительный этап – и это гонка. Но для начала гонщикам нужно выехать на стартовую позицию, это называется инсталляционный круг, или же по - русски "установочный". После этого начинается прогревочный круг, где гонщикам необходимо прогреть резину в оптимальную температуру для хорошо старта. Дальше все просто: старт, гонка, финиш, подиум, гимн стран, откуда гонщики и команды родом.

Но хотим отметить, что начиная с 2021 года в Формуле - 1 решили ввести нововведение, а именно «спринт-гонку», которая определяет стартовую позицию на стартовой решетке в воскресенье, при этом традиционная квалификация проходит не в субботу, а в пятницу. Также обладатель поул -позиции определяется по итогам пятничной квалификации. В 2021 году такой формат применяется на трех этапах : Италия (Имола), Австрия (Ред Булл Ринг), Бразилия (Интерлагос).

При учёте спринта гоночный уикенд выглядит следующим образом:

Пятница: Первая свободная практика, Квалификация.

Суббота: Вторая свободная практика, Спринт квалификация.

Воскресенье: Гонка.

Если мы учитываем традиционный вариант проведения гонок, то он выглядит так:

Пятница: Первая и вторая свободная практика.

Суббота: Третья свободная практика, квалификация.

Воскресенье: Гонка.

Важные нюансы в Формуле - 1

По итогам каждого заезда пилотам первой десятки выдаются очки в последовательности - 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Еще +1 очко может получить обладатель лучшего круга в гонке, но для получения этого очка пилоту необходимо находиться в первой десятке.

Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.
Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.

Теперь немного про шины. В «королевских гонках» существует 3 основных комплекта шин:

Hard - жёсткие шины белого цвета, самые медленные, но самые износостойкие.

Medim - средние шины жёлтого цвета, едут средне и средний износ.

Soft - мягкие шины красного цвета, самые быстрые, быстро изнашиваются.

В неблагополучную погоду могут быть использованы два дополнительных комплекта, такие как:

Промежуточные - зелёные шины, которые используются во время лёгкого дождя.

Дождевые - синие шины, которые используются во время сильного дождя.

Есть важный нюанс: за гонку пилот обязан сменить комплект шин, то есть нельзя проехать всю гонку без пит-стопа или же на одном типе шин. Но, если в процессе гонки были использованы шины для дождливой погоды, то это правило уже не работает.

Задача каждой команды - правильно создать свою стратегию, выбрать промежуток для отставки на пит-стопе для смены резины. Кстати, на пит-стопе есть ограничение скорости, на разных трассах оно разное, но тем не менее.

В выборе правильной стратегии может помочь опасная ситуация на трассе, в этом случае есть три варианта: Виртуальная машина безопасности, когда все обязаны снизить скорость, в основном это мелкие инциденты. Но если инцидент серьёзный, то на трассу выезжает машина безопасности, которая собирает весь пелетон за собой и катает с определённой скоростью. Два этих варианта помогают гонщикам на пит-стопе, потому что потеря времени не такая колоссальная, и износ шин не такой большой.

Есть третий и самый выгодный вариант, а именно красные флаги. В этот момент ВСЕ гонщики заезжают на пит-лейн и могут поменять резину, но при этом абсолютно без потери позиции. Красные флаги, в основном, появляются из-за очень опасных и серьёзных инцидентов: необязательно при аварии, на Гран – При Монако 2022 года красные флаги использовали при очень сильном дожде.

Команды и пилоты

Целью каждой команды и пилота является победа в зачёте: для команды ей выступает Кубок конструкторов, а для пилота - личный зачёт. Всё очень просто - у кого больше очков по итогу сезона, тот и выиграл.

Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.
Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.

И вот мы плавно переходим к действующим командам и пилотам, которые участвуют в мире «королевских гонок» в 2022 году.

Mercedes - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 2010 года, за них выступало не так и много пилотов, но их имена навсегда выписаны в историю, к примеру, это Михаэль Шумахер. С 2014 по 2021 годы они выигрывали Кубок конструктора, строили лучший болид и являются рекордсменами во многих номинациях. Руководитель команды: Toto Wolff (Тото Вольфф).

Sir Lewis Hamilton (Сэр Льюис Хэмильтон) – британский гонщик, выступающий с 2007 года. Первый темнокожий гонщик в истории Формулы - 1, обладатель многих рекордов в Ф-1, семикратный чемпион мира. В дебютном сезоне за McLaren в 2007 году боролся за титул, с 2013 года выступает в Мерседесе, где и завоевал большую часть своих рекордов,.

George Russell (Джордж Рассел) - британский гонщик, выступающий с 2019 года. С 2022 года является пилотом Мерседес, поэтому высоких достижений ещё нету, но тем не менее, на своём счету он имеет сумасшедшие выступления. В 2020 один раз заменял Льюис Хэмильтона в Мерседесе, где почти завоевал победу, после этого он многим и запомнился как перспективный пилот.

Red Bull - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 2005 года, доминировала с 2010 по 2013 годы. В 2021 году резко ворвалась в борьбу за чемпионство и выиграла личный зачёт, уступив Кубок конструкторов Мерседесу. Руководитель команды: Christian Horner (Кристиан Хорнер).

Max Verstappen (Макс Ферстаппен) – голландский гонщик, выступающий с 2015 года, дебютировал в Формулу - 1 в возрасте 17-ти лет. Для своего возраста он уже побил и потенциально может побить многие рекорд Формулы - 1, в 2021 году выиграл чемпионский титул, а в 2022 году борется с Шарлем Леклером (пилотом Ferrari) за чемпионство.

Sergio Peres (Серхио Перес) - мексиканский гонщик, выступающий с 2011 года, с 2021 года выступает за команду Ред Булл. Имеет 3 победы и 1 поул.

Ferrari - принимает участие в гонках Формулы-1 с 1950 года и является самой старой и успешной командой. Имеет 16 побед в командном зачёте, что является абсолютным рекордом. Много раз команда жила в «кризисе побед», с 2022 года снова начинает бороться за чемпионство. Руководитель команды: Mattia Binotto (Маттиа Бинотто).

Charles Lecler (Шарль Леклер) - гонщик из Монако, выступающий с 2018 года, с 2019 года выступает за Феррари. Шарля по праву можно назвать человеком, которому удача на квалификациях всегда налицо, но в воскресенье всё печально. Имеет 5 побед на 16 стартов с первой позиции.

Carlos Sains (Карлос Сайнс) - испанский гонщик, выступающий с 2015 года, поменявший много команд, но с 2021 года выступает за Ferrari. Несмотря на столь длительное пребывание в Формуле - 1 имеет всего одну победу на своём счету, которую он получил на Гран - При Великобритании 2022 года.

McLaren - выступает в Формуле - 1 с 1966 года, 8 побед в командном зачёте и 12 в личном. Наравне с Ferrari команду можно считать легендарной, но в последние годы не имеет шансов на победы. Руководитель команды: Zak Brown (Зак Браун).

Lando Norris (Ландо Норрис) - британский гонщик, выступающий с 2019 года, вполне талантливый пилот, но машина и обстоятельства не позволяют ему выиграть свою первую победу.

Daniel Riccardo (Даниэль Риккардо) - австралийский гонщик, выступающий с 2011 года. В свои лучшие годы Дэн выступал за Ред Булл, где завоевал 7 побед из 8 в целом, составлял конкуренцию своему напарнику Максу Ферстаппену, но на удивление всех ушёл из коллектива Red Bull в Renault, а после и в McLaren, где по неизвестной причине перестал ехать также быстро, как раньше.

Alpine - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 2021 года, основанная на базе команды Renault, которая в целях маркетинга решила провести ребрендинг. Но тем не менее - это все та же команда Renault, которая выступает с 1977 года, но неоднократно покидала чемпионат, а потом возвращалась. 2 победы в Кубке Конструкторов и в личном зачёте. Руководитель команды: Otmar Szafnauer (Отмар Шафнауэр).

Fernando Alonso (Фернандо Алонсо) - испанский гонщик, выступающий с 2001 года, самый старый пилот из всех представленных на данный момент в чемпионате, двукратный чемпион мира. Человек, который в свое время дал бой Михаэлю Шумахеру в борьбе за чемпионство и победил.

Esteban Ocon (Эстебан Окон) - французский гонщик, выступающий с 2016 года, вполне неплохой пилот и в этом сезоне может составить конкуренцию своему напарнику Фернандо Алонсо. Имеет одну победу, которую он заполучил в ходе Гран - При Венгрии 2021 года.

AlphaTauri - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 2020 года. Как и в случае с Alpine и Renault, данная команда основана на базе команды Toro Rosso, которая, в свою очередь, начала свое выступление с 2006 года. Команда находится во владении Red Bull, поэтому AlphaTauri можно смело считать «младшими быками», через которую пилоты академии Red Bull проходят, чтобы показать себя для дальнейшего выступления в старшем коллективе.

Часто в Формуле - 1 мы видели и обратную картину: понижение из Red Bull в AlphaTauri. Однако, несмотря на то, что коллектив принадлежит Red Bull, разница по скорости между командами очень существенная, и порой AlphaTauri придерживается другой концепии, нежели Red Bull. Руководитель команды: Franz Tost (Франц Тост).

Pierre Gasly (Пьер Гасли) - французский гонщик, выступающий с 2017 года, вполне неплохой пилот, имеет одну победу на своём счету.

Yuki Tsunoda (Юки Цунода) - японский гонщик, выступающий с 2021 года. Я считаю, что рано что-то говорить о нём: совершает ошибки, но может демонстрировать и хорошие результаты.

Aston Martin - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 2021 года, основана на базе команды Racing Point. Владельцем команды является Лоуренс Стролл, отец гонщика Лэнса Стролла. Собственно говоря, отец купил команду исключительно для своего сына, а не для ведения бизнеса в сфере автоспорта. Руководитель команды: Mike Krack (Майк Крак).

Lance Stroll (Лэнс Стролл) – канадский гонщик, выступающий с 2017 года. Сын Лоуренса Стролла, поэтому попал он в Формулу – 1 за счёт своего отца.

Sebastian Vettel (Себастьян Феттель) – немецкий гонщик, выступающий с 2007 года, ранее выступал за команду Red Bull, где завоевал 4 чемпионских титула. В 2017 – 2018 годах пытался бороться с Льюисом Хэмилтоном, но это не привело его к успеху. Себастьян уже заявил об окончании карьеры по завершении текущего сезона (2022).

Alfa Romeo - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 2019 года, основаная на базе команды Sauber. Команда особо не блистала результатами никогда, поэтому и сказать про неё особо нечего. Руководитель команды: Frederic Vasseur (Фредерик Вассёр)

Valtteri Bottas (Вальттери Боттас) – финский гонщик, выступающий с 2013 года, вице – чемпион Формулы – 1, долгое время выступал в команде Mercedes, где выполнял роль командного игрока. В сезоне 2022 года привозит хорошие очки для своей команды, едет стабильно и быстро.

Zhou Guanyu (Чжоу Гуаньюй) – первый китайский гонщик за всю историю Формулы – 1, выступающий с 2022 года. Показывает неплохие результаты для уровня дебютанта, попал в Формулу – 1 из-за спонсорских соображений.

Williams - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 1977 года. Команда завоевала девять Кубков конструкторов, поэтому смело можно сказать, что раньше для команды дела обстояли куда лучше. На данный момент команда с трудом борется за очки, основатель команды Фрэнкс Виллиамс погиб в 2021 году, а в 2020 году его дочь Клэр Виллиамс продала команду инвесторам из Dorilton Capital, но команда осталась же под таким же названием. Руководитель команды: Jost Capito (Йост Капито).

Nicholas Latifi (Николас Латифи) – канадский гонщик, выступающий с 2020 года, попал в Формулу – 1 также из-за денег. Сложно сказать о его уровне вождения, но в основном он проигрывает своим напарникам. Про Латифи ходит много мемов, кто-то его считает героем из-за событий на Гран–При Абу-Даби прошлого года, а кто-то, наоборот, злодеем.

Alex Albon (Алекс Албон) – тайландский гонщик, выступающий с 2019 года, выступал за команду Red Bull, но не мог показать результатов на уровне своего напарника, откуда впоследствии его выгнали. После годового перерыва он нашёл себе место в коллективе Виллиамс. В сезоне 2022 порой в героических обстоятельствах смог привести очки своей команде.

Haas - команда принимает участие в гонках Формулы - 1 с 2016 года, команда в очень близких отношениях с Ferrari. Команда переживала разное: временами была способной бороться за высокие позиции, а иногда не могла зацепиться за очки. Нестабильное финансовое положение сказывается на результатах команды. Руководитель команды: Gunther Steiner (Гюнтер Штайнер).

Mick Shumacher (Мик Шумахер) – немецкий гонщик, выступающий с 2021 года. Да-да, это сын того самого Михаэля Шумахера, который решил пойти по стопам отца, но его выступления несравнимы с его отцом. Но стоит сказать, что учитывая уровень команды, Мик выступает неплохо.

Kevin Magnussen (Кевин Магнуссен) – датский гонщик, выступающий с 2014 года. В дебютной гонке он завоевал свой первый подиум и на данный момент единственный. Также учитывая уровень команды, Кевин выступает идеально.

Заключение

Естественно, что вышесказанное является малой частью всех аспектов Формулы – 1: это по-прежнему самый сложный технический вид автоспорта, по праву заслуживший наименование «королевских автогонок».

Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.
Использующиеся фотографии в материале цитируются с сайта formula1.com.

А что Вы думаете про данный вид автоспорта? Делитесь Вашими мнениями и предложениями тем для будущих публикаций в комментариях под данной публикацией или переходите в комментарии в наши иные медиапроекты. А на этом наш материал, посвященный знакомств